Парные декоративные вазы с мифологическим сюжетом поступили в фонды Художественного музея Тамбова, будущего краеведческого, после 1917 года. В это время в губернии активно национализировали дворянские усадьбы, а художественные ценности отправлялись в музеи.
Ваза декоративная, реставратор Устинова
Время создания
конец XVII — начало XVIII века, Сиена, Италия
Размер
53x24 см
Техника
майолика, полихромная роспись
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Ваза декоративная, реставратор Устинова
#5
#14
Вазы сделаны в Италии в конце XVII — начале XVIII века. У обеих ручки выполнены в виде переплетающихся змей, под которыми расположены украшения в виде женских голов. Обе вазы украшены разноцветной росписью с двух сторон — сюжеты одинаковы, но рисунки различаются. На одной стороне изображена сцена с сюжетом из античной мифологии «Кара Актеона». На другой — сцена из итальянской рыцарской поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, в которой колдунья Армида обнимает своего возлюбленного рыцаря Ринальда.
#4
Ваза декоративная. Оборот с сюжетом «Ринальд и Армида». Конец XVII — начало XVIII века.
#15
Кара Актеона — распространенный сюжет в западноевропейском искусстве. По легенде, Актеон во время охоты оказался в одной из долин, посвященных богине Артемиде. Он дошел до ручья и случайно увидел там купающуюся богиню в окружении нимф. Вместо того чтобы уйти, он начал наблюдать за женщинами, и Артемида это заметила. Разозлившись, она плеснула в охотника водой и превратила его в оленя. Актеон бросился бежать, но его догнали и разорвали в клочья собственные собаки. В момент, изображенный на вазе, нимфы пытаются скрыть Артемиду от глаз чужака.
#16
В 2003 году сотрудница Всероссийского научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря Юлия Устинова отреставрировала вазу. Она удалила старый реставрационный материал с ножки вазы. Этот процесс называется расшивкой. Он необходим, когда клеевые швы на керамических вазах загрязняются и темнеют, а скрепляющий слой разрушается. Расшивку проводят с помощью органических растворителей или горячей дистиллированной воды — выбор зависит от типа клея. Если керамика пористая, то реставратор прикладывает ко шву компресс на ватном тампоне, если плотная — объект погружают в растворитель или горячую воду или обрабатывают шов кистью. Как только клей размягчился, реставратор аккуратно счищает его скальпелем и специальной кистью, не давая ему затвердеть. Если останется хоть немного старого клея или грязи, заново соединить части уже не получится.
#17
Реставратор Юлия Устинова восполнила утраченные ручки и ножку по второй вазе из пары. Она восстановила небольшие утраченные фрагменты глазури и замаскировала стыки с помощью специальной мастиковочной массы. Обычно в ее состав входят тальк, мраморная пыль и сухие белила. Обновленную поверхность вазы затонировала и закрепила лаком.
#18
Тамбовский областной краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Ваза декоративная, реставратор Устинова
Время создания
конец XVII — начало XVIII века, Сиена, Италия
Размер
53x24 см
Техника
майолика, полихромная роспись
Коллекция
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться