В коллекции Арзамасского художественного музея можно увидеть глиняный кувшин с ручкой в технике майолики. Он украшен гжельской росписью с растительным орнаментом и датой изготовления — 1831 год.
Кувшин
Время создания
1831 год
Размер
26,5х12х24 см
Техника
керамика, майолика
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Автор неизвестно
Кувшин
#2
#3
Майоликой называется вид керамики, которую делали из обожженной глины, а потом расписывали глазурью. В этой технике делают декоративные панно, наличники, изразцы, посуду и скульптуры.
В России майоликовое производство развивалось в XVIII веке. Самыми популярными центрами, которые выпускали такие изделия, были несколько отечественных мануфактур. Среди них — московский завод Афанасия Гребенщикова, который производил предметы с монохромной росписью, мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время в основном использовали многоцветную технику, а также крупный старинный центр майолики в Ярославле, где делали поливные изразцы для украшения интерьеров храмов и домов.
Вторая волна интереса к майолике пришлась на «серебряный век» — конец XIX—начало XX века и связана с известным обществом мецената Саввы Мамонтова в подмосковной усадьбе Абрамцево. В технике майолики работали крупные русские художники того периода: Михаил Врубель, Василий Васнецов, Александр Головин, Сергей Малютин, а также зарубежные модернисты: Фернан Леже, Пабло Пикассо, Мауриц Эшер.
Гжель — промысел в виде изделий из расписного фарфора, а также рисунка кобальтом на белоснежном фоне. Промысел назван в честь села Гжель в Московской области. Начиная с XVII века, в этом районе добывали глину, которую считали одной из лучших в стране. В 1663 году царь Алексей Михайлович подписал указ о добыче в гжельской волости глины для создания медицинских сосудов.
Изделия гжельских мастеров пользовались высоким спросом, поэтому и предложение было весьма широким. Они делали посуду, кирпич, изразцы, детские игрушки, которые поставляли в Москву. Своего пика гжельский промысел достиг в начале XIX века. В этот период высокого профессионализма достигли мастера, которые создавали кувшины, кумганы и квасники. Их делали по еще не обожженному изделию, покрытому эмалью белого цвета. К таким изделиям относится и кувшин Александра Ступина.
#4
МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Кувшин
Время создания
1831 год
Размер
26,5х12х24 см
Техника
керамика, майолика
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться