Полотно «Слепой музыкант» создал неизвестный выпускник Ступинской школы живописи. Как правило, невозможность определения авторства картины художников Арзамасской школы живописи связана с тем, что ее автор являлся крепостным. За годы существования учебного заведения в нем обучалось 88 крепостных учеников из 168. В начале ХIХ века, по утверждению историка искусства Петра Корнилова, школа Ступина была «единственным рассадником художественных знаний для крепостных талантов».
Многие работы и по сей день продолжают оставаться безымянными, потому что крепостной не имел многих гражданских прав, в том числе и права авторства, поэтому не мог подписать свою картину.
Школа живописи, основанная в 1802 году в Арзамасе Нижегородской губернии Александром Ступиным, стала первым в российской провинции частным художественным учебным заведением. Она была уникальным примером реализации академической модели художественного образования в уездном городе. Инициатива Ступина способствовала дальнейшему распространению профессионального художественного образования в провинции.
Картина «Слепой музыкант» основана на известном сюжете мирового искусства. На полотне изображен слепой пожилой музыкант с поводырем на берегу моря. Его лицо с седыми кудрями и левая рука обращены к небу. Старец одет в черную ниспадающую одежду, а за его спиной висит лира — старинный струнный щипковый инструмент. На музыканте одежда и обувь времен Древнего Рима. На ногах сандалии-карбатины — самый простой и наиболее распространенный вид античной обуви: куски сыромятной кожи вырезали в форме подошвы и крепили к щиколотке шнурками.
Правой рукой старец опирается на плечо мальчика-поводыря. Мальчик одет в желтый хитон, в его левой руке — посох, а правая рука касается руки старца. Лицо мальчика светлое, с большими глазами и черными курчавыми волосами. На заднем плане — бушующие морские волны и небо с темными тучами. Вдали слева на фоне волн изображен плывущий парусник.
К сюжету о слепом музыканте обращался еще один выпускник Ступинской школы живописи — Василий Перов. Полотно «Слепой музыкант» он написал примерно в 1864 году. Произведение стало этюдом к картине «Продавец песенников в Париже», которое сегодня хранится в Третьяковской галерее в Москве.