Одним из крупнейших центров производства керамики в Российской империи на рубеже XIX–XX столетий стал художественно-гончарный завод Саввы Ивановича Мамонтова в поселке Абрамцево недалеко от Москвы.
В 1870 году Мамонтов купил усадьбу в Абрамцеве у русского писателя Сергея Аксакова. К этому времени печи абрамцевского дома с многоцветными изразцами XVII века лежали в развалинах. В 1889 году по инициативе художницы Елены Дмитриевны Поленовой здесь была основана керамико-художественная мастерская. Наибольший вклад в создание уникального облика абрамцевской керамики внесли художник Михаил Александрович Врубель и химик-технолог Пётр Кузьмич Ваулин.
Большую известность предприятию принесли работы в сфере архитектурной керамики. Здесь были созданы большие майоликовые панно, установленные на гостинице «Метрополь» в Москве. Авторы панно — Михаил Александрович Врубель, Сергей Васильевич Чехонин, Александр Яковлевич Головин. Виктор Михайлович Васнецов создал декоративное оформление здания Третьяковской галереи в Москве.
На заводе Мамонтова производились также и отдельные небольшие керамические изделия. Большинство из них можно было отнести к авторским: они были не просто уникальными, но единственными в своем роде. Это было следствием мастерства работавших здесь художников и необычности применявшихся здесь технологий. Мастера экспериментировали с формами и объемами, цветом и глазурями, раскрывая богатые возможности керамических материалов и техник.
В 1899–1900 годах в Абрамцеве была воссоздана технология
восстановительного обжига, применявшаяся в XIII веке в средневековой
Испании. Она придавала керамическим изделиям удивительный переливающийся блеск.
Эта черта абрамцевских изделий характерна и для небольшой вазочки
из собрания Рыбинского музея. Глянцевый отблеск поверхности сочетается
в ней с необычностью желто-синих цветовых переходов. Этот предмет
также отличается оригинальностью пластического решения. По бокам
он украшен мотивами в виде птицы Сирин. Сирин — это райская
птица с головой женщины, чьи сладкие песни способны предупреждать
о грядущих бедах.