Автор представленной в экспозиции картины, художница Александра Куликова, родилась в 1945 году в старинном селе Республики Коми. Его историческое название — Кебра, с 1940 года — Куратово. В этом же селе в 1839 году родился основоположник литературы коми и коми поэт Иван Алексеевич Куратов. Деревенские корни и прочная связь с малой родиной определили главное направление творчества художницы — «обращение к духовным ценностям родного народа и укладу его жизни». Александра Александровна творчески перерабатывает личные воспоминания о жизни деревни, каждый раз решая новые живописные задачи.
В своих полотнах Куликова создает цельный образ деревни коми как макрокосма, в котором все значимо и тесно взаимосвязано. Деревня для Куликовой — это женская энергия. Образ хозяйки почти всегда присутствует на ее картинах. Это может быть почти растворенная в пейзаже женщина за повседневными делами, ее незримое присутствие в натюрморте или одинокая фигура, которая ждет возвращения мужа или сына с войны и коротает свои дни в опустевшей деревне.
Женский образ — центральный и для картины «В крестьянской избе». Она написана в необычной для автора экспрессивной манере в период творческих экспериментов с чистым открытым цветом. В это время, на рубеже тысячелетий, Александра Куликова увлекалась архаикой и мифологией коми.
На полотне изображена типичная бытовая сцена: крестьянская изба залита светом, украшена цветными половиками и занавесками, а на лавке у окна сидит женщина в национальном костюме коми. Она занята традиционным, исконно женским занятием — прядением. Рядом с ней белый кот, который пристально следит за вращением колеса самопрялки.
Картина имеет и метафорический смысл: обобщенный монументальный образ женщины с мотком красной нити в руках напоминает архетипическое представление Великой Небесной Пряхи, Богини Судьбы, прядущей нить Жизни. Стремительно вращающееся колесо самопрялки — это маховик Времени, постоянного круговорота рождения, жизни и смерти.
В звучном колорите холста преобладают четыре основных чистых цвета: белый, красный, синий и желтый. Манера живописи предельно экспрессивна — широкие плоскости мазков магическим образом трансформируют пространство и дают ощущение динамики.