Автор картины «В белую ночь» — Леонид Васильевич Кабачек, известный российский художник-живописец, заслуженный художник РСФСР, педагог, профессор Российского государственного университета имени А.И. Герцена. Участник Великой Отечественной войны, закончивший войну в Варшаве.
Среди русских живописцев Леонид Кабачек особенно выделял Михаила Врубеля и Филиппа Малявина за «стихию» красок и граненую, кристально четкую форму. Творчество самого художника испытало влияние «сурового стиля». Одно из произведений Кабачек посвятил исторической драме 1930-х годов, он был одним из первых художников, откровенно показавших события коллективизации. Но картина, отразившая истинный трагизм советской истории, навлекла на мастера гонения. Ее снимали с выставок и она увидела свет лишь в конце 1980-х. Видимо, это обстоятельство повлияло на Кабачека, который на долгое время отказался от серьезных тем, постепенно перейдя от сурового стиля к декоративной живописи. В 1979 году, в период творческой зрелости как ленинградской живописной школы в целом, так и самого художника, который был одним из ее ведущих мастеров, было написано произведение «В белую ночь». В этой работе нет острой социальной подоплеки сюжета, только тихая созерцательность домашней камерности, соединенной с некоторой помпезностью портрета.
Сюжет картины погружает в атмосферу царствования искусства, духовной сосредоточенности, навеянной поэтической порой белых ночей. Образ молодой женщины в своей изысканной отрешенности и, прежде всего, ее лицо, самоуглубленный взгляд, руки с тонкими пальцами, сразу притягивают взгляд зрителя. И лишь потом внимание привлекают ее окружение и наряд — накинутая на плечи живописная павловопосадская шаль с ярко-красными цветами, на стене — православные иконы и буддийский свиток. На столе темного дерева — букет сирени в роскошной вазе и открытые книги с иллюстрациями произведений художников. И взгляд снова возвращается к лицу портретируемой… Возможно, для изображенной модели мир искусства — не просто увлечение, а суть ее жизни.
Среди русских живописцев Леонид Кабачек особенно выделял Михаила Врубеля и Филиппа Малявина за «стихию» красок и граненую, кристально четкую форму. Творчество самого художника испытало влияние «сурового стиля». Одно из произведений Кабачек посвятил исторической драме 1930-х годов, он был одним из первых художников, откровенно показавших события коллективизации. Но картина, отразившая истинный трагизм советской истории, навлекла на мастера гонения. Ее снимали с выставок и она увидела свет лишь в конце 1980-х. Видимо, это обстоятельство повлияло на Кабачека, который на долгое время отказался от серьезных тем, постепенно перейдя от сурового стиля к декоративной живописи. В 1979 году, в период творческой зрелости как ленинградской живописной школы в целом, так и самого художника, который был одним из ее ведущих мастеров, было написано произведение «В белую ночь». В этой работе нет острой социальной подоплеки сюжета, только тихая созерцательность домашней камерности, соединенной с некоторой помпезностью портрета.
Сюжет картины погружает в атмосферу царствования искусства, духовной сосредоточенности, навеянной поэтической порой белых ночей. Образ молодой женщины в своей изысканной отрешенности и, прежде всего, ее лицо, самоуглубленный взгляд, руки с тонкими пальцами, сразу притягивают взгляд зрителя. И лишь потом внимание привлекают ее окружение и наряд — накинутая на плечи живописная павловопосадская шаль с ярко-красными цветами, на стене — православные иконы и буддийский свиток. На столе темного дерева — букет сирени в роскошной вазе и открытые книги с иллюстрациями произведений художников. И взгляд снова возвращается к лицу портретируемой… Возможно, для изображенной модели мир искусства — не просто увлечение, а суть ее жизни.