Фламандский художник Н. ван Верендаль известен своими цветочными натюрмортами. Он был учеником своего отца, Виллема ван Верендаля, члена гильдии Святого Луки в Антверпене, и художника-флориста Жана Батиста Мореля. Именно цветочные натюрморты принесли Верендалю признание. Он часто сотрудничал с другими антверпенскими мастерами, в работах которых писал цветы или гирлянды.
Под влиянием получивших широкую известность работ Яна Давидса де Хема (1606—1683/4) Верендаль в конце жизни обратился к сложным композиционным натюрмортам и стал писать в более темном, коричневатом колорите.
Картина из собрания ГМИИ, на которой фрагментарно сохранилась подпись мастера, относится к жанру «роскошных» натюрмортов (pronk stilleven) в духе Я.Д. де Хема.
Стол, покрытый темно-зелёной скатертью с золотистой бахромой, сервирован изысканными кушаньями: свежими устрицами с падающими каплями сока, очищенным лимоном и дольками апельсина на металлической тарелке; персиками, виноградом, орехами и плодами на фарфоровом китайском блюде. По краям композицию яркими акцентами обрамляют красный краб слева и оранжево-красный апельсин справа.
Дары моря (краб, устрицы) и земли (фрукты, орехи) относятся к символам наслаждения. Устрицы в XVII столетии считались деликатесом. Они возбуждали аппетит как в еде, так и в интимных отношениях. Их природа связывалась с культом Афродиты (Венеры), богини любви, которая согласно легенде, родилась из раковины устрицы (отсюда термин «афродизиак»). В нидерландской литературной и художественной традиции устрицы олицетворяли прежде всего мирские соблазны и удовольствия. В христианской интерпретации устрица могла означать душу, готовую покинуть бренное тело.
Под влиянием получивших широкую известность работ Яна Давидса де Хема (1606—1683/4) Верендаль в конце жизни обратился к сложным композиционным натюрмортам и стал писать в более темном, коричневатом колорите.
Картина из собрания ГМИИ, на которой фрагментарно сохранилась подпись мастера, относится к жанру «роскошных» натюрмортов (pronk stilleven) в духе Я.Д. де Хема.
Стол, покрытый темно-зелёной скатертью с золотистой бахромой, сервирован изысканными кушаньями: свежими устрицами с падающими каплями сока, очищенным лимоном и дольками апельсина на металлической тарелке; персиками, виноградом, орехами и плодами на фарфоровом китайском блюде. По краям композицию яркими акцентами обрамляют красный краб слева и оранжево-красный апельсин справа.
Дары моря (краб, устрицы) и земли (фрукты, орехи) относятся к символам наслаждения. Устрицы в XVII столетии считались деликатесом. Они возбуждали аппетит как в еде, так и в интимных отношениях. Их природа связывалась с культом Афродиты (Венеры), богини любви, которая согласно легенде, родилась из раковины устрицы (отсюда термин «афродизиак»). В нидерландской литературной и художественной традиции устрицы олицетворяли прежде всего мирские соблазны и удовольствия. В христианской интерпретации устрица могла означать душу, готовую покинуть бренное тело.