«В Полотняной стране, По реке Простыне, Плывет пароход То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать». Правильный ответ на эту загадку Самуила Маршака знали все советские дети — это угольный, или духовой утюг. Внутрь такого утюга закладывали раскаленные березовые угли.
Он действительно напоминал пароход: из трубы в верхней части валил дым. Но труба появилась не сразу. Поначалу для лучшего нагревания по бокам угольного утюга делали специальные отверстия. Чтобы усилить вентиляцию, нужно было размахивать утюгом взад-вперед. Такой прибор не отличался удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Чтобы избежать этой неприятности, придумали глухую конструкцию утюга, похожую на миниатюрную печку с трубой и поддувалом с заслонкой.
В нашей стране такой утюг впервые упоминается в XVII веке в книге расходов царского двора: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный». Уже в XVIII столетии «духовые» утюги стали производить в промышленных масштабах.
На заслонке представленного утюга изображено лицо старца. При внимательном рассмотрении можно узнать черты русского писателя Льва Толстого. Зачем же Толстого изображать на утюге? Дело в том, что церковь обвинила его в ереси и в 1901 году подвергла анафеме. Толстой вел активную критику властей и церкви, писал религиозные и политические статьи; его последователи огромными тиражами распространяли среди молодежи антихристианскую литературу. Толстой писал: «Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства…»
Естественно, деятельность писателя вызвала негодование у искренне верующих людей. В 1883 году в одном из деревенских храмов Курской губернии появилась роспись со сценами Страшного суда, на которой Толстого изобразили горящим в аду. Утюги с портретами Толстого — такой же «ответ» на его антицерковную деятельность. На рубеже XIX и XX веков мастера города Верея стали изготавливать утюги с изображением писателя на заслонке. Портрет был схематичным, но, тем не менее, узнаваемым. Мастера приделали графу длинный нос, который служил ручкой для заслонки. Отныне обладатель утюга мог потрепать его за нос и даже плюнуть еретику в лицо, проверяя, хорошо ли разогрет утюг.
В нашей стране такой утюг впервые упоминается в XVII веке в книге расходов царского двора: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный». Уже в XVIII столетии «духовые» утюги стали производить в промышленных масштабах.
На заслонке представленного утюга изображено лицо старца. При внимательном рассмотрении можно узнать черты русского писателя Льва Толстого. Зачем же Толстого изображать на утюге? Дело в том, что церковь обвинила его в ереси и в 1901 году подвергла анафеме. Толстой вел активную критику властей и церкви, писал религиозные и политические статьи; его последователи огромными тиражами распространяли среди молодежи антихристианскую литературу. Толстой писал: «Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства…»
Естественно, деятельность писателя вызвала негодование у искренне верующих людей. В 1883 году в одном из деревенских храмов Курской губернии появилась роспись со сценами Страшного суда, на которой Толстого изобразили горящим в аду. Утюги с портретами Толстого — такой же «ответ» на его антицерковную деятельность. На рубеже XIX и XX веков мастера города Верея стали изготавливать утюги с изображением писателя на заслонке. Портрет был схематичным, но, тем не менее, узнаваемым. Мастера приделали графу длинный нос, который служил ручкой для заслонки. Отныне обладатель утюга мог потрепать его за нос и даже плюнуть еретику в лицо, проверяя, хорошо ли разогрет утюг.