Копия
В центре композиции представлено ложе с усопшей Богородицей. За ним изображен Иисус Христос в окружении зеленовато-синей славы и ангельских чинов. В руках Спаситель держит душу Богородицы в образе младенца. По сторонам ложа стоят апостолы, святители, плачущие женщины. На переднем плане изображена сцена с Авфонием, который хотел осквернить ложе Богородицы, подкрался, чтобы опрокинуть его и даже протянул руки, но в этот момент возник ангел с мечом и отрубил Авфонию обе руки — на иконе кисти рук изображены окровавленными и отдельно от остального тела. В верхней части иконы в круглой славе представлена сидящая на золотом престоле Богоматерь, которую возносят коленопреклонённые ангелы. Верху в небесной сфере видны открытые врата рая. Слева и справа изображены апостолы, летящие на облаках. Особенности иконографии относят этот образ к типу «облачных Успений» — расширенному варианту иконографии Успения, при котором одновременно изображаются два разновременных события: в верхней части иконы изображены апостолы, прибывающие на облаках в Иерусалим, чтобы попрощаться в Богоматерью, в нижней ее части представлены те же апостолы уже у одра Девы Марии.
Со второй половины XVII века представленная икона являлась храмовым образом Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. По монастырской легенде, возникшей в начале XVII века, она принадлежала письму великого русского иконописца Андрея Рублёва, но реставраторы и исследователи не подтверждают этот факт. Так, О. В. Лелекова считает, что образ принадлежит тому же иконописцу, что и синяя группа праздников кирилловского иконостаса. Возникновение подобной легенды вероятно связана с тем, что издавна было принято связывать особо чтимые иконы с именами известных художников или выделять их каким-либо другим образом.
Первоначально образ Успения Богородицы был украшен серебряным позолоченным басменным окладом, который в 1635 году заменили на чеканный.
Икона реставрирована в Кириллове в 1918 году членами Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи П. И. Юкиным и В. Е. Гороховым; в 1933 году передана в Государственную Третьяковскую галерею.