Ушнишавиджайя (санскр.), или Зугдэр Намжилма (тиб.) — богиня-бодхисаттва долгой жизни, которая пребывает на «ушнише» Будды. В переводе с санскрита ее имя означает «Победа».
Она является йидамом, или главным божеством, девятичастной мандалы, входит в «садхану продления жизни» наряду с Буддой Амитаюсом и богиней Белой Тарой, что и символизирует «сосуд с нектаром» в ее восьмой левой руке.
Медитативные практики Ушнишавиджайи особенно эффективны для преодоления препятствий к долгой жизни, для действенного очищения тела, речи и ума, и для помощи всем живым существам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Ушнишавиджайя защищает от восьми видов страха, а также от перерождения в нижних мирах. Считается, что благо от повторения ее мантры так велико, что защита богини будет сильной как в этой, так и во всех следующих жизнях.
Богиня изображается в виде грациозной молодой женщины, восседающей на лотосовом троне. У неё три лика и восемь рук. Центральное лицо мирное, лицо справа желтого цвета — недовольное, лицо слева — синего цвета и гневное, разъяренное. На каждом лице по три глаза. Голову прекрасной бодхисаттвы украшает пятилепестковая корона с изображением Будды Вайрочаны (в переводе с санскрита «Сияющий», «Лучезарный»).
Она является йидамом, или главным божеством, девятичастной мандалы, входит в «садхану продления жизни» наряду с Буддой Амитаюсом и богиней Белой Тарой, что и символизирует «сосуд с нектаром» в ее восьмой левой руке.
Медитативные практики Ушнишавиджайи особенно эффективны для преодоления препятствий к долгой жизни, для действенного очищения тела, речи и ума, и для помощи всем живым существам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Ушнишавиджайя защищает от восьми видов страха, а также от перерождения в нижних мирах. Считается, что благо от повторения ее мантры так велико, что защита богини будет сильной как в этой, так и во всех следующих жизнях.
Богиня изображается в виде грациозной молодой женщины, восседающей на лотосовом троне. У неё три лика и восемь рук. Центральное лицо мирное, лицо справа желтого цвета — недовольное, лицо слева — синего цвета и гневное, разъяренное. На каждом лице по три глаза. Голову прекрасной бодхисаттвы украшает пятилепестковая корона с изображением Будды Вайрочаны (в переводе с санскрита «Сияющий», «Лучезарный»).
В правой руке у груди богиня держит крестообразную двойную ваджру (вишваваджра), в верхней правой руке — небольшое изображение Будды Запада Амитабхи, ее центральная правая рука держит стрелу, а нижняя правая повернута ладонью вверх в жесте (мудре) «дарующей благо».
В левой руке у груди она держит лассо, верхняя левая рука сложена в мудре «дарования защиты», центральная левая рука держит лук со стрелой, а нижняя правая — сосуд с нектаром бессмертия (амритакалаша).
Скульптура выполнена выдающимся мастером Санжи-Цыбик Цыбиковым в конце XIX — начале ХХ веков в лучших традициях бурятского буддийского искусства. Работа изготовлена из дерева в смешанной технике и расписана минеральными красками.
Санжи-Цыбик Цыбиков (1877-1934) — выдающийся лама-скульптор, основатель первой профессиональной школы бурятской буддийской деревянной скульптуры.
Скульптура выполнена выдающимся мастером Санжи-Цыбик Цыбиковым в конце XIX — начале ХХ веков в лучших традициях бурятского буддийского искусства. Работа изготовлена из дерева в смешанной технике и расписана минеральными красками.
Санжи-Цыбик Цыбиков (1877-1934) — выдающийся лама-скульптор, основатель первой профессиональной школы бурятской буддийской деревянной скульптуры.