Почитание предков — неотъемлемая часть культуры и повседневной жизни Древнего Египта, ритуал соединения мира живых и мира мертвых. В Древнем Египте верили, что умершие обретают вечную жизнь благодаря жертвоприношениям и повторению их имен, а в обмен дают живым защиту и силы для продолжения рода.
Ритуальные памятники или бюсты умерших — часть этой традиции. Их делали из дерева, глины или известняка, по возможности красиво и символично расписывали красками. Как правило, бюст предка не олицетворял конкретного умершего родственника. Это собирательный образ предка-защитника, чаще всего женщины — праматери семьи.
Бюсты предков были небольшого размера, их ставили в нишу семейного алтаря на входе в дом. Рядом могли быть статуэтки любимых богов семьи и домашние святыни. Все они были призваны не впускать в дом злые силы. Здесь же, подле родовой ниши, жена хозяина дома рожала детей, садясь на корточки на специальные родильные кирпичи. Если младенец умирал до года, его хоронили не в гробнице, а под полом прихожей, чтобы его жизненная сила скорее вернулась в семью.
Бюст предка из собрания Воронежского художественного музея изображает женщину, которая, согласно верованиям древних египтян, воплощала в себе энергию всех матерей семьи. Интересно, что бюст ярко и тщательно раскрашен: обычно родовые бюсты исполнялись более скромно. На женщине традиционный трехчастный парик, что более характерно для статуэток Верхнего Египта: в Нижнем чаще встречаются статуэтки с непокрытой головой. Цветные полосы парика и широкое цветное ожерелье выделяют этот бюст из ряда аналогичных.
На спине праматери видны красные ленты от ожерелья, украшенного цветком и бутонами водяной лилии. Цвет здесь очень важен: белая лилия была символом Верхнего Египта, а голубая — траурным цветком. Цветок лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, поэтому для египтян она стала символом возрождения и связи между мирами. Так, сыновей Гора, владыки неба и солнца, часто изображали на цветках лилии, растущей из-под престола Осириса, бога мертвых. Цветок лилии появляется над водой только на рассвете, когда свет приходит на смену тьме. В Древнем Египте верили, что именно лотос — символ солнца и вечной жизни.
Самый близкий аналог памятника из Воронежского собрания — это бюст Галлатина, расписанный схожим образом. Бюст назван по фамилии американского историка и коллекционера Альберта Галлатина и хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.
Ритуальные памятники или бюсты умерших — часть этой традиции. Их делали из дерева, глины или известняка, по возможности красиво и символично расписывали красками. Как правило, бюст предка не олицетворял конкретного умершего родственника. Это собирательный образ предка-защитника, чаще всего женщины — праматери семьи.
Бюсты предков были небольшого размера, их ставили в нишу семейного алтаря на входе в дом. Рядом могли быть статуэтки любимых богов семьи и домашние святыни. Все они были призваны не впускать в дом злые силы. Здесь же, подле родовой ниши, жена хозяина дома рожала детей, садясь на корточки на специальные родильные кирпичи. Если младенец умирал до года, его хоронили не в гробнице, а под полом прихожей, чтобы его жизненная сила скорее вернулась в семью.
Бюст предка из собрания Воронежского художественного музея изображает женщину, которая, согласно верованиям древних египтян, воплощала в себе энергию всех матерей семьи. Интересно, что бюст ярко и тщательно раскрашен: обычно родовые бюсты исполнялись более скромно. На женщине традиционный трехчастный парик, что более характерно для статуэток Верхнего Египта: в Нижнем чаще встречаются статуэтки с непокрытой головой. Цветные полосы парика и широкое цветное ожерелье выделяют этот бюст из ряда аналогичных.
На спине праматери видны красные ленты от ожерелья, украшенного цветком и бутонами водяной лилии. Цвет здесь очень важен: белая лилия была символом Верхнего Египта, а голубая — траурным цветком. Цветок лилии появляется над водой лишь с восходом солнца, поэтому для египтян она стала символом возрождения и связи между мирами. Так, сыновей Гора, владыки неба и солнца, часто изображали на цветках лилии, растущей из-под престола Осириса, бога мертвых. Цветок лилии появляется над водой только на рассвете, когда свет приходит на смену тьме. В Древнем Египте верили, что именно лотос — символ солнца и вечной жизни.
Самый близкий аналог памятника из Воронежского собрания — это бюст Галлатина, расписанный схожим образом. Бюст назван по фамилии американского историка и коллекционера Альберта Галлатина и хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.