Амфора — изящный сосуд с узким горлом и двумя противопоставленными ручками, популярный у древних греков и римлян. Название происходит от древнегреческого «амфорей» — несомый с обеих сторон. Большинство амфор изготавливали из глины, реже из бронзы, серебра, мрамора и стекла. Обычные глиняные амфоры были массовым изделием, в них хранили вино, оливковое масло, зерно и муку.
Амфоры могли быть остроконечными, тогда их ставили в песок для безопасности при перевозке. По форме можно было определить, откуда он привезен, что внутри и какова цена. Амфоры использовали как меру объема, урну для голосования и для захоронения праха.
Чернофигурная вазопись — популярный стили росписи амфор в VII–IV веках до н. э. Фоном для изображения служил цвет самой глины, а силуэты рисунка наносили черным шликером — это особый вид глянцевой глины. Детали высекали специальным резцом. Для проработки орнамента могли использовать минеральные краски красного и белого цветов. Далее амфора трижды обжигалась, глина корпуса и шликер окончательно затвердевали и становились насыщеннее.
Главное отличие чернофигурной вазописи от предыдущих стилей — в ее сюжетном рисунке. До этого вазы украшали геометрическими фигурами и упрощенными силуэтами животных и стремились полностью покрыть сосуд рисунком. Для чернофигурной же вазописи обязателен сюжет — чаще всего это мифологические сцены, пиршества и сражения знаменитых героев. Дно и горлышко амфоры украшали орнаментами, в том числе пальметтами — узором из пальмовых листьев. Область под ручками расписывали волютами — это спиралевидные завитки с кружком в центре.
На одной стороне амфоры из коллекции Воронежского художественного музея изображена гигантомахия — битва олимпийской богини Афины и гиганта Эхиона. Афина поражает копьем упавшего на правое колено противника, на щите у которого эмблема Медузы Горгоны.
На обратной стороне амфоры — Дионис и Ариадна. Истории их любви посвящены сотни произведений искусства. Дионис встретил спящую Ариадну и сразу же влюбился в нее. Он сумел расположить к себе потерявшую веру в любовь девушку. Она ответила Дионису взаимностью, и они сыграли свадьбу. Но вскоре Ариадна умерла; Дионис был безутешен. Сжалившись над ним, Зевс сделал Ариадну бессмертной, а драгоценный венец Гефеста с ее головы улетел на небо и стал созвездием Северная Корона.
Амфоры могли быть остроконечными, тогда их ставили в песок для безопасности при перевозке. По форме можно было определить, откуда он привезен, что внутри и какова цена. Амфоры использовали как меру объема, урну для голосования и для захоронения праха.
Чернофигурная вазопись — популярный стили росписи амфор в VII–IV веках до н. э. Фоном для изображения служил цвет самой глины, а силуэты рисунка наносили черным шликером — это особый вид глянцевой глины. Детали высекали специальным резцом. Для проработки орнамента могли использовать минеральные краски красного и белого цветов. Далее амфора трижды обжигалась, глина корпуса и шликер окончательно затвердевали и становились насыщеннее.
Главное отличие чернофигурной вазописи от предыдущих стилей — в ее сюжетном рисунке. До этого вазы украшали геометрическими фигурами и упрощенными силуэтами животных и стремились полностью покрыть сосуд рисунком. Для чернофигурной же вазописи обязателен сюжет — чаще всего это мифологические сцены, пиршества и сражения знаменитых героев. Дно и горлышко амфоры украшали орнаментами, в том числе пальметтами — узором из пальмовых листьев. Область под ручками расписывали волютами — это спиралевидные завитки с кружком в центре.
На одной стороне амфоры из коллекции Воронежского художественного музея изображена гигантомахия — битва олимпийской богини Афины и гиганта Эхиона. Афина поражает копьем упавшего на правое колено противника, на щите у которого эмблема Медузы Горгоны.
На обратной стороне амфоры — Дионис и Ариадна. Истории их любви посвящены сотни произведений искусства. Дионис встретил спящую Ариадну и сразу же влюбился в нее. Он сумел расположить к себе потерявшую веру в любовь девушку. Она ответила Дионису взаимностью, и они сыграли свадьбу. Но вскоре Ариадна умерла; Дионис был безутешен. Сжалившись над ним, Зевс сделал Ариадну бессмертной, а драгоценный венец Гефеста с ее головы улетел на небо и стал созвездием Северная Корона.