Человек охотится на северного оленя более 100 тысяч лет, а после его одомашнивания оленеводство стало главным промыслом народов тайги и тундры. Олень для коренных народов Севера — это друг, кормилец и главная ценность, его название с ненецкого языка переводится как «дающий жизнь».
В условиях северного бездорожья оленьи упряжки остаются единственным транспортом в любое время года. Для передвижения и перевозки грузов лесные ненцы используют деревянные сани — нарты, запряженные оленями.
Оленей начинают готовить к езде в упряжке с года. Для этого отбирают самых здоровых и выносливых животных среднего размера. Они должны иметь спокойный нрав, быть послушными и сильными. Оленей приучают постепенно: сначала животное должно привыкнуть к упряжи, затем к пустым нартам, позднее к нагруженным, и только в самом конце — к совместной работе с другими оленями. В качестве поощрения олени получают соль, одно из своих любимых лакомств.
Оленей также приучают к вьючному седлу, поскольку в арктических условиях иногда приходится разгружать нарты в пути и крепить поклажу на спины оленей. Управляют оленями при помощи голосовых команд, причем у каждого оленевода они могут быть свои, а также хорея — тонкого шеста длиной до пяти метров, которым погонщик касается спины или боков оленей. Обращаться с оленями мальчиков учат с раннего детства.
В оленью упряжку запрягают от одного до семи оленей — это зависит от типа нарты и ее предназначения.
Оленьи упряжи, как и нарты, делятся на легковые и грузовые. Упряжь для легковой нарты состоит из четырех основных частей: недоуздка, пояса, постромки и лямки. На оленьей упряжи есть костяные прямоугольники, которые служат и застежкой, и украшением.
Недоуздок — это ремни, которые крепят на шее и переносице оленя. Пояс — это широкая полоска из кожи оленя, его длина соответствует обхвату спины животного. Пояс надевают на крайних оленей в ездовой упряжке. Постромка — это длинный, до четырех метров, ремень из плотной кожи с костяной застежкой на конце, с его помощью упряжь соединяется с нартами. Лямка — это широкая полоска из сыромятной кожи, на нее приходится вся тяговая сила оленя. Лямки делают очень прочными и в то же время мягкими, чтобы не навредить животным.
В условиях северного бездорожья оленьи упряжки остаются единственным транспортом в любое время года. Для передвижения и перевозки грузов лесные ненцы используют деревянные сани — нарты, запряженные оленями.
Оленей начинают готовить к езде в упряжке с года. Для этого отбирают самых здоровых и выносливых животных среднего размера. Они должны иметь спокойный нрав, быть послушными и сильными. Оленей приучают постепенно: сначала животное должно привыкнуть к упряжи, затем к пустым нартам, позднее к нагруженным, и только в самом конце — к совместной работе с другими оленями. В качестве поощрения олени получают соль, одно из своих любимых лакомств.
Оленей также приучают к вьючному седлу, поскольку в арктических условиях иногда приходится разгружать нарты в пути и крепить поклажу на спины оленей. Управляют оленями при помощи голосовых команд, причем у каждого оленевода они могут быть свои, а также хорея — тонкого шеста длиной до пяти метров, которым погонщик касается спины или боков оленей. Обращаться с оленями мальчиков учат с раннего детства.
В оленью упряжку запрягают от одного до семи оленей — это зависит от типа нарты и ее предназначения.
Оленьи упряжи, как и нарты, делятся на легковые и грузовые. Упряжь для легковой нарты состоит из четырех основных частей: недоуздка, пояса, постромки и лямки. На оленьей упряжи есть костяные прямоугольники, которые служат и застежкой, и украшением.
Недоуздок — это ремни, которые крепят на шее и переносице оленя. Пояс — это широкая полоска из кожи оленя, его длина соответствует обхвату спины животного. Пояс надевают на крайних оленей в ездовой упряжке. Постромка — это длинный, до четырех метров, ремень из плотной кожи с костяной застежкой на конце, с его помощью упряжь соединяется с нартами. Лямка — это широкая полоска из сыромятной кожи, на нее приходится вся тяговая сила оленя. Лямки делают очень прочными и в то же время мягкими, чтобы не навредить животным.