Шаманизм — это древняя религия, один из мировых центров которой находится в Сибири. В ее основе вера в духов и возможность общения с ними через посредника. В этой форме мировоззрения люди представляли, что у всего живого и неживого есть свой дух, идол, который может наслать беду или удачу. Народы Западной Сибири общались с духами через своих шаманов — главных людей древнего общества.
Слово «шаман» пришло из тунгусо-маньчжурских языков. В его основе глагол «са» — «знать». Люди верили, что шаманы знают больше, чем все остальные. Шаманы делились по рангам и возможностям, все они отличались яркими необычными костюмами, масками и сакральными атрибутами. Один из самых главных атрибутов шамана — это бубен.
Шаман использовал бубен для ритуалов: с его помощью он входил в транс и вызывал духов. В поверьях народов Русского Севера бубен символизировал оленя, на котором шаман едет по земле, поднимается в небо и спускается в подземное царство. У некоторых шаманов бубен изображал лодку или птицу, когда им нужно было преодолеть водную или огненную преграду. Бубен изготавливали по указанию духа-покровителя, который являлся шаману в сновидениях и говорил, как должен быть сделан инструмент.
Сразу после изготовления новым бубном было запрещено пользоваться для камлания — исполнения обряда в трансе. Инструмент следовало сначала наделить всеми шаманскими свойствами — «оживить». Во время обряда оживления бубна соплеменники шамана имитировали погоню за диким оленем. После этого бубен становился сакральным предметом, но он мог принадлежать только посвященному шаману, который учится у мастера уже несколько лет.
Камлание проводили в чуме — в жилище — в любое время суток. Люди занимали места на полу, шаман садился на оленью шкуру около костра, брал колотушку и начинал бить в бубен. Никто, кроме хозяина, не имел права его трогать. Ненцы и селькупы верили, что за нарушение правил обращения с духами они подвергали человека строгому наказанию.
Размер бубна зависел от силы и возраста шамана. Бубны могли быть более полуметра в диаметре и не всегда идеально круглыми. Обечайку, обруч-каркас, делали из хвойного дерева, лиственницы или кедра, а сверху натягивали свежую, еще мягкую кожу самца дикого оленя или лося. Традиции устройства и оформления бубнов мастера передавали из поколения в поколение.
Слово «шаман» пришло из тунгусо-маньчжурских языков. В его основе глагол «са» — «знать». Люди верили, что шаманы знают больше, чем все остальные. Шаманы делились по рангам и возможностям, все они отличались яркими необычными костюмами, масками и сакральными атрибутами. Один из самых главных атрибутов шамана — это бубен.
Шаман использовал бубен для ритуалов: с его помощью он входил в транс и вызывал духов. В поверьях народов Русского Севера бубен символизировал оленя, на котором шаман едет по земле, поднимается в небо и спускается в подземное царство. У некоторых шаманов бубен изображал лодку или птицу, когда им нужно было преодолеть водную или огненную преграду. Бубен изготавливали по указанию духа-покровителя, который являлся шаману в сновидениях и говорил, как должен быть сделан инструмент.
Сразу после изготовления новым бубном было запрещено пользоваться для камлания — исполнения обряда в трансе. Инструмент следовало сначала наделить всеми шаманскими свойствами — «оживить». Во время обряда оживления бубна соплеменники шамана имитировали погоню за диким оленем. После этого бубен становился сакральным предметом, но он мог принадлежать только посвященному шаману, который учится у мастера уже несколько лет.
Камлание проводили в чуме — в жилище — в любое время суток. Люди занимали места на полу, шаман садился на оленью шкуру около костра, брал колотушку и начинал бить в бубен. Никто, кроме хозяина, не имел права его трогать. Ненцы и селькупы верили, что за нарушение правил обращения с духами они подвергали человека строгому наказанию.
Размер бубна зависел от силы и возраста шамана. Бубны могли быть более полуметра в диаметре и не всегда идеально круглыми. Обечайку, обруч-каркас, делали из хвойного дерева, лиственницы или кедра, а сверху натягивали свежую, еще мягкую кожу самца дикого оленя или лося. Традиции устройства и оформления бубнов мастера передавали из поколения в поколение.