Удила и кости домашних животных были найдены близ деревни Гордино в 1965 году. Находки относятся к поломской и чепецкой археологическим культурам, которые развивались более тысячи лет назад. В этот период бассейн реки Чепцы населяли пермоязычные племена. Они оставили более двухсот памятников цивилизации времен раннего Средневековья.
Старое название деревни Гордино, где были найдены эти экспонаты, — Гурьякар, и легенда о ее возникновении описана в удмуртском эпосе. Богатыри Донды, Идна, Весья и Гурья пришли на берега реки Чепцы и построили городища-кары на горах, которые вытягивали руками из земли.
Городище Иднакар — это самый крупный и значимый археологический памятник Прикамья IX–XIII веков. Он занимает площадь в четыре гектара и охраняется как памятник исторического и культурного наследия. По преданию, его основал богатырь Идна на Солдырской горе, чтобы княжить над чепецкими удмуртами. Соседние деревни были названы по именам отца и братьев Идны — Дондыкар, Весьякар и Гурьякар.
Культурный слой Иднакара содержит остатки жилых и хозяйственных построек, фрагменты орудий труда и инструментов, культовых предметов, посуду и украшения, которые помогают изучать быт средневековых удмуртов. Это был крупный ремесленный центр, где процветали кузнечное, косторезное, керамическое мастерство, а также железоделательное производство.
Одним из основных занятий племен было животноводство, которое обеспечивало людей питанием и сырьем для производства одежды и обустройства жилища. Из шкур животных люди шили теплые зимние шубы, из кожи — обувь, из шерсти делали ткани. На раскопках городища Иднакар находят кости крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, собак и свиней.
В период раннего Средневековья удмурты занимались земледелием, выращивали полбу, рожь, пшеницу и ячмень. Для обогащения почвы использовали навоз, а для пахоты — тяговую силу лошадей. В суровые снежные зимы животных держали в закрытых хлевах. Об этом свидетельствуют вскрытые археологами сооружения со слоем навоза на местах древних поселений.
Старое название деревни Гордино, где были найдены эти экспонаты, — Гурьякар, и легенда о ее возникновении описана в удмуртском эпосе. Богатыри Донды, Идна, Весья и Гурья пришли на берега реки Чепцы и построили городища-кары на горах, которые вытягивали руками из земли.
Городище Иднакар — это самый крупный и значимый археологический памятник Прикамья IX–XIII веков. Он занимает площадь в четыре гектара и охраняется как памятник исторического и культурного наследия. По преданию, его основал богатырь Идна на Солдырской горе, чтобы княжить над чепецкими удмуртами. Соседние деревни были названы по именам отца и братьев Идны — Дондыкар, Весьякар и Гурьякар.
Культурный слой Иднакара содержит остатки жилых и хозяйственных построек, фрагменты орудий труда и инструментов, культовых предметов, посуду и украшения, которые помогают изучать быт средневековых удмуртов. Это был крупный ремесленный центр, где процветали кузнечное, косторезное, керамическое мастерство, а также железоделательное производство.
Одним из основных занятий племен было животноводство, которое обеспечивало людей питанием и сырьем для производства одежды и обустройства жилища. Из шкур животных люди шили теплые зимние шубы, из кожи — обувь, из шерсти делали ткани. На раскопках городища Иднакар находят кости крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, собак и свиней.
В период раннего Средневековья удмурты занимались земледелием, выращивали полбу, рожь, пшеницу и ячмень. Для обогащения почвы использовали навоз, а для пахоты — тяговую силу лошадей. В суровые снежные зимы животных держали в закрытых хлевах. Об этом свидетельствуют вскрытые археологами сооружения со слоем навоза на местах древних поселений.