Гребень — это личный женский предмет, который использовали как расческу, заколку и украшение прически. Зачастую гребень был элементом традиционных костюмов многих народов. Во все времена и во всех культурах гребни были популярным предметом обихода и сочетали в себе ряд функций: утилитарную, гигиеническую, производственную и магическую. В финно-угорской мифологии стрижка или потеря волос трактовалась как потеря души, что могло привести человека к смерти. Расчесывать волосы можно было только предметом, имеющим магическую силу, поэтому на гребнях делали сакральный орнамент и относились к ним с уважением.
У славянских и финно-угорских народов гребни для волос были одним из самых мощных защитных языческих амулетов и оберегов. После крещения финно-угорского населения России гребни, в отличие от других языческих предметов, не попали под запрет священников как признаки поклонения идолам. Гребень носили с гордостью, он остался частью традиционного удмуртского костюма.
Бронзовый гребень в коллекции Глазовского музея был частью комплекса украшений удмуртки. Его носили на поясе вместе с другими металлическими предметами, которые при ходьбе издавали перезвон и отпугивали злых духов. На ажурной спинке гребня есть колечко, которое позволяло хозяйке подвешивать его на цепочку. В верхней части гребня стилизованно изображены конские головы, которые смотрят в противоположные стороны. Лошади — один из ключевых образов в декоративном искусстве славянского и финно-угорского миров.
«Гребни с коньками» охотно носили русские девушки, жительницы Поволжья, Карелии, Приуралья и Урала. Мотив коней или «вало-вало» часто встречается на предметах традиционной материальной культуры удмуртов: средневековых костяных и бронзовых копоушках, вышивке на одежде и полотенцах, головных уборах, на коньках домов и в резных наличниках. Мотив сдвоенных конских голов должен был усиливать его охранительную функцию. Удмуртские девушки носили бронзовые гребни с коньками до начала ХХ века, однако и сейчас изображение лошади остается одним из самых популярных в мировой культуре.
У славянских и финно-угорских народов гребни для волос были одним из самых мощных защитных языческих амулетов и оберегов. После крещения финно-угорского населения России гребни, в отличие от других языческих предметов, не попали под запрет священников как признаки поклонения идолам. Гребень носили с гордостью, он остался частью традиционного удмуртского костюма.
Бронзовый гребень в коллекции Глазовского музея был частью комплекса украшений удмуртки. Его носили на поясе вместе с другими металлическими предметами, которые при ходьбе издавали перезвон и отпугивали злых духов. На ажурной спинке гребня есть колечко, которое позволяло хозяйке подвешивать его на цепочку. В верхней части гребня стилизованно изображены конские головы, которые смотрят в противоположные стороны. Лошади — один из ключевых образов в декоративном искусстве славянского и финно-угорского миров.
«Гребни с коньками» охотно носили русские девушки, жительницы Поволжья, Карелии, Приуралья и Урала. Мотив коней или «вало-вало» часто встречается на предметах традиционной материальной культуры удмуртов: средневековых костяных и бронзовых копоушках, вышивке на одежде и полотенцах, головных уборах, на коньках домов и в резных наличниках. Мотив сдвоенных конских голов должен был усиливать его охранительную функцию. Удмуртские девушки носили бронзовые гребни с коньками до начала ХХ века, однако и сейчас изображение лошади остается одним из самых популярных в мировой культуре.