Удэгейцы хорошо знали водные и сухопутные пути сообщения и часто при переходах на дальние расстояния совмещали их. При переходах по воде обычно пользовались лодками-долбленками. По конструкции кормы и носа они относились к двум типам: остроконечным лодкам-оморочкам и лодкам с лопатообразным носом — батам.
Лодка-бат являлась грузовой, она была способна преодолеть высокие волны и пороги на быстрых горных реках. Лодки имели разную длину в зависимости от груза: для легкого подходили четырех- или пятиметровые посудины, для большого груза лодка должна была достигать семи или восьми метров.
Грузоподъемность такой лодки достигала одной тонны. Вес равномерно распределялся посередине, а люди садились на корме и у носа. Делали бат из ствола тополя. Процесс изготовления лодки был многоэтапным, сложным и требовал знаний и опыта.
После того как удэгейский мастер находил дерево необходимых размеров, он валил его в нужную сторону, а в пень втыкал веточку того же дерева, которая символизировала его душу. Если не сделать этого, считали удэгейцы, то лодка в будущем обязательно перевернется на реке и хозяин лодки погибнет.
Нельзя было делать лодку из дерева, которое выбросило на берег, повалило в тайге бурей или покалечило молнией. Считалось, что души таких деревьев находятся в загробном мире. В конструкции долбленки дно имело продолжение в виде полуметровой, чуть закругленной лопаты, приподнятой над поверхностью воды.
У основания лопатообразного носа просверливали сквозное отверстие, через которое выходила вода, если она попадала на лопату. Благодаря такой конструкции замедлялась скорость движения по воде в быстротечных реках. Полуготовую лодку переносили от места ее изготовления — из тайги — к берегу реки. Там ее устанавливали на катки и обжигали берестой.
Затем шел процесс установки распорок, сушки и обработки смолой. По воззрениям удэгейцев, нельзя было распаривать и завершать лодку на том месте, где она изготавливалась, иначе ее хозяин мог скоро умереть и лодка стала бы для него последним пристанищем.
На изготовление одного большого бата два удэгейца тратили около двух недель. Восемь суток уходило на заготовку и сушку материала, шесть дней на вырубку самой лодки. При острой необходимости бат делали и за четыре дня.