Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Удэгейская лодка

Время создания
1964 год
Место создания
СССР
Размер
26x387x57 см
диаметр шеста — 3,5 см, длина шеста — 274 см
Техника
дерево; резьба, долбление
2
Открыть в приложении
#2

Удэгейцы хорошо знали водные и сухопутные пути сообщения и часто при переходах на дальние расстояния совмещали их. При переходах по воде обычно пользовались лодками-долбленками. По конструкции кормы и носа они относились к двум типам: остроконечным лодкам-оморочкам и лодкам с лопатообразным носом — батам.

Лодка-бат являлась грузовой, она была способна преодолеть высокие волны и пороги на быстрых горных реках. Лодки имели разную длину в зависимости от груза: для легкого подходили четырех- или пятиметровые посудины, для большого груза лодка должна была достигать семи или восьми метров.

Грузоподъемность такой лодки достигала одной тонны. Вес равномерно распределялся посередине, а люди садились на корме и у носа. Делали бат из ствола тополя. Процесс изготовления лодки был многоэтапным, сложным и требовал знаний и опыта.

После того как удэгейский мастер находил дерево необходимых размеров, он валил его в нужную сторону, а в пень втыкал веточку того же дерева, которая символизировала его душу. Если не сделать этого, считали удэгейцы, то лодка в будущем обязательно перевернется на реке и хозяин лодки погибнет.

Нельзя было делать лодку из дерева, которое выбросило на берег, повалило в тайге бурей или покалечило молнией. Считалось, что души таких деревьев находятся в загробном мире. В конструкции долбленки дно имело продолжение в виде полуметровой, чуть закругленной лопаты, приподнятой над поверхностью воды.

У основания лопатообразного носа просверливали сквозное отверстие, через которое выходила вода, если она попадала на лопату. Благодаря такой конструкции замедлялась скорость движения по воде в быстротечных реках. Полуготовую лодку переносили от места ее изготовления — из тайги — к берегу реки. Там ее устанавливали на катки и обжигали берестой.

Затем шел процесс установки распорок, сушки и обработки смолой. По воззрениям удэгейцев, нельзя было распаривать и завершать лодку на том месте, где она изготавливалась, иначе ее хозяин мог скоро умереть и лодка стала бы для него последним пристанищем.

На изготовление одного большого бата два удэгейца тратили около двух недель. Восемь суток уходило на заготовку и сушку материала, шесть дней на вырубку самой лодки. При острой необходимости бат делали и за четыре дня.
#4
Удэгейская лодка
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Удэгейская лодка

Время создания
1964 год
Место создания
СССР
Размер
26x387x57 см
диаметр шеста — 3,5 см, длина шеста — 274 см
Техника
дерево; резьба, долбление
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%