Звеном Вахмистрова назвали систему из нескольких жестко скрепленных между собой самолетов. Один был тяжелым мощным центральным носителем, остальные — легкие истребители, которые могли летать быстро и маневренно, но недалеко, поэтому им и понадобилась своего рода «воздушная база».
Проект первого варианта «Звена», впоследствии названного «Звено-1» и состоявшего из бомбардировщика ТБ-1 и двух истребителей И-4, был представлен советским авиаконструктором Владимиром Сергеевичем Вахмистровым в июне 1931 года. Проект получил одобрение, и уже через полгода летающий авианосец оторвался от земли.
Произошло это на одном из подмосковных аэродромов. Для выполнения первого полета были отобраны самые опытные летчики. В пилотском кресле бомбардировщика — летчик Адам Залевский, второй пилот — Андрей Шарапов, в кабинах истребителей — Александр Анисимов и Валерий Чкалов. В задних кабинах тяжелого корабля — инженер НИИ Морозов и сам Вахмистров.
В воздух тяжелый бомбардировщик с истребителями поднялись нормально. На высоте 1000 метров истребители отцепились от носителя, но не совсем удачно. Правый ударил колесом крыло авианосца, пробив обшивку. Но Чкалов не растерялся, он резко рванул истребитель вправо, влево, оторвался и улетел. Быстро освободив хвост, за ним улетел и Анисимов.
Из доклада Чкалова после испытания «Звена»:
Проект первого варианта «Звена», впоследствии названного «Звено-1» и состоявшего из бомбардировщика ТБ-1 и двух истребителей И-4, был представлен советским авиаконструктором Владимиром Сергеевичем Вахмистровым в июне 1931 года. Проект получил одобрение, и уже через полгода летающий авианосец оторвался от земли.
Произошло это на одном из подмосковных аэродромов. Для выполнения первого полета были отобраны самые опытные летчики. В пилотском кресле бомбардировщика — летчик Адам Залевский, второй пилот — Андрей Шарапов, в кабинах истребителей — Александр Анисимов и Валерий Чкалов. В задних кабинах тяжелого корабля — инженер НИИ Морозов и сам Вахмистров.
В воздух тяжелый бомбардировщик с истребителями поднялись нормально. На высоте 1000 метров истребители отцепились от носителя, но не совсем удачно. Правый ударил колесом крыло авианосца, пробив обшивку. Но Чкалов не растерялся, он резко рванул истребитель вправо, влево, оторвался и улетел. Быстро освободив хвост, за ним улетел и Анисимов.
Из доклада Чкалова после испытания «Звена»: