Валериан Федорович Илюшин (1888- 1979) — старейший курганский художник, основоположник профессионального изобразительного искусства и художественного образования в Зауралье.
В Кургане он поселился в 1945 году, а ранее его жизнь и творчество были связаны с Аджарией и городом Батуми, куда он переехал на жительство после окончания Пензенского художественного училища в 1907 году.
Приехав на черноморское побережье Кавказа, Илюшин быстро набрался сил и стал увлеченно преподавать художественные дисциплины в нескольких батумских учебных учреждениях. Одновременно он много писал и участвовал на выставках с пейзажами, портретами и картинами.
Композиция «У окна» относится к раннему батумскому периоду в творчестве художника. Фактически это портрет жены В. Илюшина, Екатерины Ивановны Мархевко (Маршевской). Она часто позировала мужу, была не только его моделью, но и настоящей музой.
Она происходила из польской дворянской семьи, была образованной, высококультурной женщиной, знавшей несколько европейских языков. Екатерина Ивановна стала не просто женой и музой художника, но и его первым другом и советчиком. Вместе они совершили в 1911 году поездку по Европе, посетили множество музеев, и, наконец, в Варшаве произошло знакомство художника с семейством его жены.
Екатерина Ивановна родила Илюшину двоих детей: Колю и Лиду. Позднее она станет доброй матерью и приемному сыну Степке, маленькому беспризорнику, которого Илюшин забрал с одной из батумских улиц. Эта хрупкая женщина перенесла вместе с Валерианом Федоровичем много жизненных невзгод. Во время Великой Отечественной войны им пришлось оставить свой прекрасный дом-мастерскую в Батуми и с великими сложностями и лишениями добираться до далекого Самарканда, где в эвакуации оказалась их дочь, вывезенная едва живой из блокадного Ленинграда. Нищенское существование в Самарканде, смерть дочери подорвали жизненные силы Илюшиных. Они вынуждены были переехать к сыну Коле в Курган, где он остался жить и работать после излечения в госпитале. Для Екатерины Ивановны Курган стал её последним и очень недолгим прибежищем.
А на портрете В. Илюшина «У окна» она навсегда останется молодой, красивой, полной надежд и романтических мечтаний о счастливом будущем своих детей, признании таланта мужа-художника, радостной, наполненной жизни… Портрет написан в пленэрном ключе, в светлых, серебристых тонах. Илюшину удалось передать переменчивую жизнь света и цвета, светотеневую игру на предметах интерьера и наряде жены. Этот светлый воздушный колорит художник воспринял от своего кумира — В. Серова, замечательного русского живописца, мастера портрета, одного из плеяды русских импрессионистов.
Художник очень дорожил этим портретом. Сохранившийся в сложнейших перипетиях жизни семьи Илюшиных, он был рядом с художником до самой его смерти в возрасте 91 года. Сейчас это произведение — один из шедевров в собрании Курганского областного художественного музея.
В Кургане он поселился в 1945 году, а ранее его жизнь и творчество были связаны с Аджарией и городом Батуми, куда он переехал на жительство после окончания Пензенского художественного училища в 1907 году.
Приехав на черноморское побережье Кавказа, Илюшин быстро набрался сил и стал увлеченно преподавать художественные дисциплины в нескольких батумских учебных учреждениях. Одновременно он много писал и участвовал на выставках с пейзажами, портретами и картинами.
Композиция «У окна» относится к раннему батумскому периоду в творчестве художника. Фактически это портрет жены В. Илюшина, Екатерины Ивановны Мархевко (Маршевской). Она часто позировала мужу, была не только его моделью, но и настоящей музой.
Она происходила из польской дворянской семьи, была образованной, высококультурной женщиной, знавшей несколько европейских языков. Екатерина Ивановна стала не просто женой и музой художника, но и его первым другом и советчиком. Вместе они совершили в 1911 году поездку по Европе, посетили множество музеев, и, наконец, в Варшаве произошло знакомство художника с семейством его жены.
Екатерина Ивановна родила Илюшину двоих детей: Колю и Лиду. Позднее она станет доброй матерью и приемному сыну Степке, маленькому беспризорнику, которого Илюшин забрал с одной из батумских улиц. Эта хрупкая женщина перенесла вместе с Валерианом Федоровичем много жизненных невзгод. Во время Великой Отечественной войны им пришлось оставить свой прекрасный дом-мастерскую в Батуми и с великими сложностями и лишениями добираться до далекого Самарканда, где в эвакуации оказалась их дочь, вывезенная едва живой из блокадного Ленинграда. Нищенское существование в Самарканде, смерть дочери подорвали жизненные силы Илюшиных. Они вынуждены были переехать к сыну Коле в Курган, где он остался жить и работать после излечения в госпитале. Для Екатерины Ивановны Курган стал её последним и очень недолгим прибежищем.
А на портрете В. Илюшина «У окна» она навсегда останется молодой, красивой, полной надежд и романтических мечтаний о счастливом будущем своих детей, признании таланта мужа-художника, радостной, наполненной жизни… Портрет написан в пленэрном ключе, в светлых, серебристых тонах. Илюшину удалось передать переменчивую жизнь света и цвета, светотеневую игру на предметах интерьера и наряде жены. Этот светлый воздушный колорит художник воспринял от своего кумира — В. Серова, замечательного русского живописца, мастера портрета, одного из плеяды русских импрессионистов.
Художник очень дорожил этим портретом. Сохранившийся в сложнейших перипетиях жизни семьи Илюшиных, он был рядом с художником до самой его смерти в возрасте 91 года. Сейчас это произведение — один из шедевров в собрании Курганского областного художественного музея.