Тюбетейка — старинный национальный мужской головной убор. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского национального и религиозного костюма.
Тюбетейка представляет собой небольшую надеваемую на макушку шапочку и имеет полусферическую форму. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорят о принадлежности хозяина определенному народу и сословию.
Тюбетейка чаще всего кроилась из четырех клиньев, в этом был заложен символизм: каждый клин представляет определенный период жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Тюбетейку шили из сатина, ситца, вельвета, плюша, бархата. Праздничные тюбетейки из бархата или плюша орнаментировались обычно двумя способами: стежкой и вышивкой. Повседневные тюбетейки чаще всего были однотонные. Мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани красного, зеленого, синего цветов. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, блестками, мелким жемчугом, вышивали тамбурными узорами. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки.
По форме тюбетейки бывают круглыми и квадратными. Шьют их из мягкой материи, при этом существует определенная особенность: подкладка прикрепляется к верху мелкими стежками, в результате чего внутренняя сторона оказывается ребристой.
Процесс изготовления головных уборов делился на ряд этапов, и каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только свою часть работы. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала — верхняя часть, потом — кромка. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают и между строчек вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же пропитанную в клее бумагу вставляют между лицевой и изнаночной частями. Таким образом тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.
Среди большой коллекции головных уборов музея — тюбетейка синяя, бархатная, конусообразная. Для подклада использован малиновый ситец. Передана в дар музею Нурзией Сирачетдиновой.
Тюбетейка представляет собой небольшую надеваемую на макушку шапочку и имеет полусферическую форму. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорят о принадлежности хозяина определенному народу и сословию.
Тюбетейка чаще всего кроилась из четырех клиньев, в этом был заложен символизм: каждый клин представляет определенный период жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Тюбетейку шили из сатина, ситца, вельвета, плюша, бархата. Праздничные тюбетейки из бархата или плюша орнаментировались обычно двумя способами: стежкой и вышивкой. Повседневные тюбетейки чаще всего были однотонные. Мужчины молодые и средних лет носили тюбетейки из цветной ткани красного, зеленого, синего цветов. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, блестками, мелким жемчугом, вышивали тамбурными узорами. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки.
По форме тюбетейки бывают круглыми и квадратными. Шьют их из мягкой материи, при этом существует определенная особенность: подкладка прикрепляется к верху мелкими стежками, в результате чего внутренняя сторона оказывается ребристой.
Процесс изготовления головных уборов делился на ряд этапов, и каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только свою часть работы. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала — верхняя часть, потом — кромка. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают и между строчек вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же пропитанную в клее бумагу вставляют между лицевой и изнаночной частями. Таким образом тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.
Среди большой коллекции головных уборов музея — тюбетейка синяя, бархатная, конусообразная. Для подклада использован малиновый ситец. Передана в дар музею Нурзией Сирачетдиновой.