К XIX веку тюбетейки получили повсеместное распространение. Тогда же определилось разнообразие их форм — островерхие и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные — любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветок, орнаментов и техник вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление возможных декоров тюбетейки.
До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. Наиболее распространенные формы тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.
Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…» Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка.
Некоторые исследователи считают, что тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания.
В коллекции музея находится тюбетейка красного цвета четырехгранной формы с растительным орнаментом. Волнообразный узор, вышитый золотными нитками в форме цветов, строится и в нижней части тюбетейки, и на его макушке, что означает богатство и жизнеспособность. Вышивка дополнена бисером. По краю тюбетейки — полоска из черного бархата. Красный цвет и золотная вышивка придают тюбетейке яркую красочность и торжественность. Узор рельефный, и светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такую тюбетейку носили в праздники, в будни же носили тюбетейки попроще.
До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. Наиболее распространенные формы тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.
Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…» Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка.
Некоторые исследователи считают, что тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания.
В коллекции музея находится тюбетейка красного цвета четырехгранной формы с растительным орнаментом. Волнообразный узор, вышитый золотными нитками в форме цветов, строится и в нижней части тюбетейки, и на его макушке, что означает богатство и жизнеспособность. Вышивка дополнена бисером. По краю тюбетейки — полоска из черного бархата. Красный цвет и золотная вышивка придают тюбетейке яркую красочность и торжественность. Узор рельефный, и светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такую тюбетейку носили в праздники, в будни же носили тюбетейки попроще.