Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этнографический комплекс»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Тынзя’хобцо

Время создания
2006 год
Место создания
Россия, Ненецкий АО, город Нарьян-Мар
Размер
28,5x10x7 см
Техника
рог олений, кожа оленя; ручная работа, окраска
0
Открыть в приложении
#2

Головоломки известны в мире с глубокой древности: оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид и в древнегреческих манускриптах. Головоломки бывают устными, предметными, механическими и печатными. Эпохой расцвета истории головоломок считают конец IX века. Ненецкие игрушки-головоломки также известны с древнейших времен.

Все игрушки коренных народов Севера всегда были не простым развлечением, а частью традиционной системы воспитания. Благодаря им люди через поколения передавали образ мышления, накопленные знания и умения. Через игру детей готовили к взрослой жизни, растили будущих охотников, оленеводов, хозяек домашнего очага. Каждая игра отражала устройство окружающего мира.

С ранних лет северяне приучали детей мастерить игрушки самостоятельно, а затем обучать этому младших братьев и сестер. Работая своими руками, ребенок постигал значение предмета, технологию его изготовления, учился уважать труд и беречь вещи. Все детские игрушки ненцы традиционно мастерили из природных материалов: глины, бересты, дерева, кожи, меха.

Для решения головоломок нужны не специальные знания, а смекалка и сообразительность, поэтому в этой игре обычно заняты и дети, и взрослые. Дети развивают логическое мышление, память, моторику рук, а также усидчивость и терпение. Для взрослых головоломка служит антистрессом, помогает отвлечься от суеты, скоротать время долгими зимними вечерами в чуме или на вахте в оленьем стаде.

Тынзя’хобцо — одна из самых легких ненецких головоломок. Она состоит из кусочка дерева, коры или рога с двумя отверстиями, через которые продеты петли с шайбами. Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, пропустить отрезок веревки через петлю. Отчасти эта игра похожа на хантыйскую головоломку, которая называется «Стоимостью пяти лошадей».

Самой популярной ненецкой головоломкой считается тебко — деревянное поле с колышками, которые нужно переставлять от края к центру. Эту игру сравнивают с шашками и шахматами, а символически она представляет стадо оленей, которые разбрелись по тундре, а задача игрока — загнать их обратно.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Тынзя’хобцо

Время создания
2006 год
Место создания
Россия, Ненецкий АО, город Нарьян-Мар
Размер
28,5x10x7 см
Техника
рог олений, кожа оленя; ручная работа, окраска
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%