В конце XVII века на основе так называемых потешных войск Петра Алексеевича (впоследствии ставшего императором Петром I) были образованы Преображенский и Семеновский полки. Постепенно игры в «солдатики» превратились в настоящую военную подготовку. Оба полка стали основой для Российской армии и первыми полками гвардии. Через несколько лет они приняли участие уже в настоящих сражениях — двух Азовских походах, второй из которых завершился взятием крепости Азов.
В 1700 году полк получил новое название — лейб-гвардии Преображенский, то есть обрел статус личной охраны государя. Подразделения полка принимали участие в русско-турецкой войне 1735–1739 годов, русско-шведских войнах 1741–1743 и 1788–1790 годов. Начало XIX века прошло в войнах с наполеоновской Францией, в годы Первой мировой войны полк принимал участие в Галицийской битве, Варшавско-Ивангородской операции, Мазурском сражении, Брусиловском прорыве и других операциях Русской императорской армии. Уже после революции полк был расформирован.
Тужурка лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавшая императору Николаю II, шилась по образцу обычного пальто и того же цвета, но длиной на 3 вершка (13,2 см) выше колена, с гладкой спинкой (без складок), без перемычки (хлястика) и без разреза внизу, с дополнительным нагрудным карманом с левой стороны. Погоны, выпушки, подкладка, боковые нижние карманы, пуговицы и петлицы были такими же, как на пальто. Нагрудный карман делали без клапана. У генералов имелась цветная подкладка и выпушки вокруг воротника, вдоль борта, на обшлагах и карманных клапанах — как на пальто. Нагрудный карман выпушкой не отделывали.
В 1900 году император заказал художнику Валентину Александровичу Серову свой портрет в качестве подарка для жены — Александры Фёдоровны. Назначение произведения потребовало иного характера изображения императора, отличного от официального портрета. Император был изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка в простой, обыденной позе. Художественными средствами Серов сконцентрировал внимание на глазах Николая II. По мнению современников, этот портрет императора был одним из лучших.