Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV–XVI веков. Позднее появились слова «берёста» и «береста», которые употребляются до сих пор. Изготовление художественных поделок из бересты стало отдельным оригинальным видом народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.
Из бересты с древних времен и по сей день изготавливаются туеса (бураки) — сосуды с крышкой для хранения еды и напитков. Сосуд делался так, чтобы не пропускать воду. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и даже в самый жаркий день жидкость в таком сосуде оставалось холодной. На изготовление туеса шел цельный берестяной сколотень — березовая кора, снятая чулком со спиленного дерева.
Плетеные изделия выполнялись в технике прямого и косого плетения. Плетеные из бересты предметы обычно не украшали дополнительно, в отличие от туесов. Главную эстетическую нагрузку несла сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты. Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя — теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получался дополнительный художественный эффект.
Туес, представленный в коллекции музея Ф. М. Решетникова, украшен орнаментом из солярных символов. Солярные символы издавна изображались на различной утвари и предметах культового назначения. Для восточных славян солярные знаки имели, прежде всего, обереговое значение. Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считает, что символы солнца использовались не сами по себе, а иллюстрировали часть мироздания, которое восточные славяне представляли себе следующим образом: земная твердь, с растениями, зверями и людьми, была накрыта дугой небосвода, по которому двигалось солнце. При этом своем движении солнце изображалось в нескольких ипостасях — Утреннее, Полуденное, Вечернее. Все три светила вместе составляли Триединое солнце. Часто Полуночное солнце изображалось ниже уровня земли, вечером оно могло спрятаться за один край земли, а утром показывалось из-за другого.
Из бересты с древних времен и по сей день изготавливаются туеса (бураки) — сосуды с крышкой для хранения еды и напитков. Сосуд делался так, чтобы не пропускать воду. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и даже в самый жаркий день жидкость в таком сосуде оставалось холодной. На изготовление туеса шел цельный берестяной сколотень — березовая кора, снятая чулком со спиленного дерева.
Плетеные изделия выполнялись в технике прямого и косого плетения. Плетеные из бересты предметы обычно не украшали дополнительно, в отличие от туесов. Главную эстетическую нагрузку несла сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты. Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя — теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получался дополнительный художественный эффект.
Туес, представленный в коллекции музея Ф. М. Решетникова, украшен орнаментом из солярных символов. Солярные символы издавна изображались на различной утвари и предметах культового назначения. Для восточных славян солярные знаки имели, прежде всего, обереговое значение. Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считает, что символы солнца использовались не сами по себе, а иллюстрировали часть мироздания, которое восточные славяне представляли себе следующим образом: земная твердь, с растениями, зверями и людьми, была накрыта дугой небосвода, по которому двигалось солнце. При этом своем движении солнце изображалось в нескольких ипостасях — Утреннее, Полуденное, Вечернее. Все три светила вместе составляли Триединое солнце. Часто Полуночное солнце изображалось ниже уровня земли, вечером оно могло спрятаться за один край земли, а утром показывалось из-за другого.