Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Ф.М. Решетникова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Туес берестяной

Время создания
начало XX века
Место создания
Россия
Размер
высота — 38 см, диаметр — 21,5 см
Техника
дерево, береста, гнутье, тиснение
2
Открыть в приложении
#3
Туес берестяной
#4
Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV–XVI веков. Позднее появились слова «берёста» и «береста», которые употребляются до сих пор. Изготовление художественных поделок из бересты стало отдельным оригинальным видом народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.

Из бересты с древних времен и по сей день изготавливаются туеса (бураки) — сосуды с крышкой для хранения еды и напитков. Сосуд делался так, чтобы не пропускать воду. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и даже в самый жаркий день жидкость в таком сосуде оставалось холодной. На изготовление туеса шел цельный берестяной сколотень — березовая кора, снятая чулком со спиленного дерева.

Плетеные изделия выполнялись в технике прямого и косого плетения. Плетеные из бересты предметы обычно не украшали дополнительно, в отличие от туесов. Главную эстетическую нагрузку несла сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты. Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя — теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получался дополнительный художественный эффект.

Туес, представленный в коллекции музея Ф. М. Решетникова, украшен орнаментом из солярных символов. Солярные символы издавна изображались на различной утвари и предметах культового назначения. Для восточных славян солярные знаки имели, прежде всего, обереговое значение. Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считает, что символы солнца использовались не сами по себе, а иллюстрировали часть мироздания, которое восточные славяне представляли себе следующим образом: земная твердь, с растениями, зверями и людьми, была накрыта дугой небосвода, по которому двигалось солнце. При этом своем движении солнце изображалось в нескольких ипостасях — Утреннее, Полуденное, Вечернее. Все три светила вместе составляли Триединое солнце. Часто Полуночное солнце изображалось ниже уровня земли, вечером оно могло спрятаться за один край земли, а утром показывалось из-за другого.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Туес берестяной

Время создания
начало XX века
Место создания
Россия
Размер
высота — 38 см, диаметр — 21,5 см
Техника
дерево, береста, гнутье, тиснение
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%