Предполагают, что самопрялка появилась в Индии, откуда пришла в Европу и распространилась по континенту к началу XIV века. В России было два типа прялок — стояк, или русская и лежак, или чухонка. Разница была в расположении колеса: на русских прялках его помещали перпендикулярно к полу, на чухонках — под углом. Представленная прялка относится к первому типу.
Пряха начинала работу с того, что выпрядала небольшой отрезок нити, приблизительно на длину руки. Затем этот отрезок наматывался на стержень веретена. Далее пряха разгоняла колесо одной рукой, продолжая при этом формировать нить другой. К XV веку на переднем конце веретена появилось усовершенствование — «рогулька».
Это устройство позволяло сматывать нить на специальную катушку. Оба конца «рогульки» служили катушкой, а веретено при этом было ее осью. Подготовительной выпрядки нити вручную уже не требовалось. Исходная вычесанная кудель (ровница) проходила через отверстие в кончике веретена, затем через крючок рогульки, после чего кудель шла на катушку. Катушка и рогулька были связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, у каждой свой. Благодаря разнице в размерах шкивов — колес, передающих движение приводному ремню, — рогулька вращалась немного быстрее катушки. Отныне прядение можно было не прерывать на скручивание и намотку. Вращаясь, рогулька сама скручивала кудель в нитку, прежде чем она ложилась на катушку, поэтому такое приспособление в народе назвали самопрялкой.
Еще через столетие к самопрялке добавили механический ножной привод, который ускорил процесс выделки нити. В XV веке Леонардо да Винчи изобрел большую многоверетенную машину с намоточными рогульками и ручным приводом, которая позволяла выделывать нить уже в промышленных масштабах. Однако судьба изобретения ныне неизвестна. В России многоверетенная прядильная и гребнечесальная машина была изобретена и построена в 1760 году русским купцом-предпринимателем Родионом Глинковым. Механизм приводился в движение водяным мельничным колесом, обслуживался двумя работниками и увеличивал производительность труда в пять раз. С появлением электричества прялки также стали делать на электротяге. В Советском Союзе электропрялки выпускались до конца XX века.
Пряха начинала работу с того, что выпрядала небольшой отрезок нити, приблизительно на длину руки. Затем этот отрезок наматывался на стержень веретена. Далее пряха разгоняла колесо одной рукой, продолжая при этом формировать нить другой. К XV веку на переднем конце веретена появилось усовершенствование — «рогулька».
Это устройство позволяло сматывать нить на специальную катушку. Оба конца «рогульки» служили катушкой, а веретено при этом было ее осью. Подготовительной выпрядки нити вручную уже не требовалось. Исходная вычесанная кудель (ровница) проходила через отверстие в кончике веретена, затем через крючок рогульки, после чего кудель шла на катушку. Катушка и рогулька были связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, у каждой свой. Благодаря разнице в размерах шкивов — колес, передающих движение приводному ремню, — рогулька вращалась немного быстрее катушки. Отныне прядение можно было не прерывать на скручивание и намотку. Вращаясь, рогулька сама скручивала кудель в нитку, прежде чем она ложилась на катушку, поэтому такое приспособление в народе назвали самопрялкой.
Еще через столетие к самопрялке добавили механический ножной привод, который ускорил процесс выделки нити. В XV веке Леонардо да Винчи изобрел большую многоверетенную машину с намоточными рогульками и ручным приводом, которая позволяла выделывать нить уже в промышленных масштабах. Однако судьба изобретения ныне неизвестна. В России многоверетенная прядильная и гребнечесальная машина была изобретена и построена в 1760 году русским купцом-предпринимателем Родионом Глинковым. Механизм приводился в движение водяным мельничным колесом, обслуживался двумя работниками и увеличивал производительность труда в пять раз. С появлением электричества прялки также стали делать на электротяге. В Советском Союзе электропрялки выпускались до конца XX века.