Икона в окладе из серебряной басмы поступила в музей из ризницы Соловецкого монастыря в 1923 году. Доска иконы цельная, с двумя встречными шпонками и двойным ковчегом. Изображение украшено семью гравированными венчиками, а на верхнем поле закреплена серебряная пластина с надписью «С[ВЯ]ТАЯ ТРОИЦА».
Композиция образа достаточно сложна и визуально делится на две части. В верхней изображена Троица, фоном которой служит богатое строение с башней (очевидно, дом Авраама), Мамврийский дуб, под которым произошла встреча, и крутые «горки» ― символ каменистой израильской пустыни. Дуб обрамлен серебряной басмой. В нижней части образа изображена сцена «заклание тельца». В левом нижнем углу находится фигура Авраама с чашей в руках, справа — Сара, замешивающая тесто. На полях иконы помещены избранные святые: Андрей Первозванный и Преподобная Матрона.
Изображение содержит множество символических образов. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца. Об этом говорит помещенное над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле. Дерево ― дуб Мамврийский, изображенный над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Таким образом, центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа. Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой к ее принадлежности служит изображенная над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа.
Иконография «Троицы» относится к традиционным сюжетам православной иконописи. Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения. Окончательно композиция «Святой Троицы» в том виде, в котором написаны наиболее прославленные ее образцы, сформировалась в XIV веке.
Для раскрытия образа иконописец изобразил сцену, описанную в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама». В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трех мужей. Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство. Важно отметить, что при полной статичности композиции, иконописец указывает на взаимную равноправность трех ангелов. Это подчеркивает благословляющий жест всех троих участников трапезы.
Композиция образа достаточно сложна и визуально делится на две части. В верхней изображена Троица, фоном которой служит богатое строение с башней (очевидно, дом Авраама), Мамврийский дуб, под которым произошла встреча, и крутые «горки» ― символ каменистой израильской пустыни. Дуб обрамлен серебряной басмой. В нижней части образа изображена сцена «заклание тельца». В левом нижнем углу находится фигура Авраама с чашей в руках, справа — Сара, замешивающая тесто. На полях иконы помещены избранные святые: Андрей Первозванный и Преподобная Матрона.
Изображение содержит множество символических образов. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца. Об этом говорит помещенное над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле. Дерево ― дуб Мамврийский, изображенный над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Таким образом, центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа. Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой к ее принадлежности служит изображенная над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа.
Иконография «Троицы» относится к традиционным сюжетам православной иконописи. Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения. Окончательно композиция «Святой Троицы» в том виде, в котором написаны наиболее прославленные ее образцы, сформировалась в XIV веке.
Для раскрытия образа иконописец изобразил сцену, описанную в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама». В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трех мужей. Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство. Важно отметить, что при полной статичности композиции, иконописец указывает на взаимную равноправность трех ангелов. Это подчеркивает благословляющий жест всех троих участников трапезы.