Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура и быт адыгов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Трещотки

Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Резьба, шлифовка. Дерево.
4
Открыть в приложении
#1
Трещотки
#4
Трещотки «пхъэкIыч» (пхачич) — это самый древний, самый популярный и самый любимый ударный инструмент адыгов, без которого в старину не обходился ни один праздник. Его название происходит от слова «пхъэ», то есть «дерево», из которого делали трещотки, и «кIыч» — подражания звуку, который издают сухие деревянные доски, если ими постучать друг о друга.
#2

Конструкция

#3
Пхачич состоял из высушенных звонких пластин размером 10-17 сантиметров в длину и 5-10 сантиметров в ширину. В трещотках могло быть от трех до семи таких дощечек, которые привязывали тонким, но прочным ремешком к рукоятке. Вместе с ручкой инструмент достигал 30-35 сантиметров в длину.

#6

Использование

#5
Музыкант держал трещотки за рукоять, а петлю с нанизанными пластинами натягивал на кисть своей руки. Это позволяло регулировать, насколько плотно стянуты дощечки — для разной силы и ритмичности звука.
#7
Когда пхачич встряхивали, инструмент звонко щелкал — и его звучание походило на стук копыт. Испокон веков адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем — на коне, перестук копыт коня — звук нашего сердца».
#8
Трещотки подчеркивали ритм традиционных песен и танцев. Чаще всего пхачич звучал в ансамбле с камылем (продольной флейтой), шичепшином (адыгской скрипкой) или пшине (гармонью).
#9

Изготовление

#10
В старину пхачич делали из мягких пород дерева — вроде ольхи или кедра. Но современные инструменты заглушают такие трещотки, поэтому в наши дни для них используют более твердую древесину: ясень, самшит, каштан, — чтобы пхачич звучал громче и звонче.
#13
Трещотки, как и другие музыкальные инструменты, было принято украшать. Обычно на них наносили резные узоры, традиционные орнаменты или различные геометрические фигуры. Таким образом адыги подчеркивали связь инструментов с миром растений, а также связь самой музыки с плодородием и изобилием.
#11

Происхождение

#12
В адыгском Нартском эпосе сохранилась легенда о происхождении пхачича. Согласно преданию, инструмент придумал нарт Ащамэз. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Древний герой считал, что звуки пхачича красиво дополняют мотивы адыгской флейты.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Трещотки

Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Резьба, шлифовка. Дерево.
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%