Трехчастная икона
Время создания
Первая половина – середина XVIII века. Поволжье или Центральная Россия
Размер
31x26 см
31х26х3,1 см
31х26х3,1 см
Техника
Дерево (доска цельная с ковчегом), две врезные встречные шпонки (утрачены). Паволока не просматривается, левкас, темпера, золочение.
1
Открыть в приложении#3
Трехчастная икона
#4
#2
Эта икона написана в первой половине — середине XVIII века. Она состоит из трех отдельных частей: вверху слева изображена Богоматерь с Младенцем Иисусом, справа — Воскресение Христа, а внизу — семь фигур святых. Такие многорядные образы особенно часто писали в Средневековье.
#5
Казанская икона Богородицы. Источник: wikipedia.org
Богородица изображена здесь в образе Казанской Богоматери — по подобию Казанской иконы 1579 года. В русском искусстве XVI века у нее не было точных аналогий, однако этот образ близок к Одигитрии — виду икон, на которых ее писали по плечи.
#6
Длинное покрывало Богородицы пробелено золотым порошком — твореным золотом. Младенец Христос изображен в традиционных для икон одеждах: старинном подобии рубашки — хитоне, поверх которого надет плащ-гиматий. Его одежды также написаны с применением твореного золота.
#7
Справа от Богородицы изображен ключевой сюжет евангельской истории — Воскресение Христа. В центре стоит Иисус, которого окружает сияющий овальный нимб — мандорла. Ногами он попирает врата ада, правой рукой выводит Адама за запястье из гроба, а в его приподнятой левой руке находится свиток. Адам и Ева встали на колени перед Христом. По левую руку от него стоят ветхозаветные цари Давид и Соломон в коронационных одеждах, за их спинами — праведники. Справа от Христа изображены пророк Моисей со скрижалями завета и первый новозаветный пророк Иоанн Предтеча. Между саркофагами — черная пещера ада.
<br>
<div><br></div>В нижней части иконы последовательно написаны святители Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, великомученики Никита и Параскева Пятница, первомученица Фекла. Их изображали либо по календарному принципу, либо по программе, которую составляли иконописцы или их заказчики. Фигуры святых разделяют золотые контуры, а также декоративные арки с цветками лилий. Самостоятельные части иконы, клейма, отделены друг от друга золотой лентой с узором из дубовых листьев.
<br>
#8
Происхождение иконы
#9
Неизвестно, кто точно написал эту икону. Но исследователи предполагают, что это был мастер из Поволжья или Центральной России. Икону купили в Москве и в 1983 году передали в постоянную экспозицию музея. В 2002 году ее восстановили в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Реставраторы тонировали утраченный красочный слой на одеждах Христа и Богородицы и реконструировали другие повреждения.
#10
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Трехчастная икона
Время создания
Первая половина – середина XVIII века. Поволжье или Центральная Россия
Размер
31x26 см
31х26х3,1 см
31х26х3,1 см
Техника
Дерево (доска цельная с ковчегом), две врезные встречные шпонки (утрачены). Паволока не просматривается, левкас, темпера, золочение.
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться