Традиционные круговые танцы — неотъемлемая часть культурного наследия якутов. В них отражены религиозные и мировоззренческие представления, архаичное мировосприятие. Это особенно ярко проявляется в содержании, структуре и лексике традиционного кругового танца осуохайе. Он возник как ритуальный танец благодарения и мольбы, обращенной к божествам Айыы и духам-хозяевам природы иччи.
Осуохайе органично вписывался в структуру древнего обрядового действа ысыах. В нем большое значение имели молитвенные обращения якутов к небожителям, особенно верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, персонифицированному образу Солнца. Мольба о ниспослании счастья, благодати, приплода скота и других благ красной нитью проходила через весь ысыах — якутский новый год, который традиционно отмечали 21–22 июня.
Следы поклонения якутов Солнцу зафиксированы во многих трудах исследователей. Образ Солнца увековечен в композиционно-пространственном рисунке осуохая. Он исполнялся под открытым небом, на специально подготовленном месте — тюсюлгэ, форма которого похожа на круг. Многократные круги в ходе танца имитировали божественную дорогу — айыы суола. Продвижение участников осуохая должно было повторять траекторию движения почитаемого светила.
В XX веке танец приобрел светский характер, а после революции получил еще и идеологическую окраску. Только в конце 1990-х годов наметилась тенденция к возрождению традиционной культуры. В современном мире осуохай не утратил своей актуальности. Однако стал более универсальным: его танцуют при любом удобном случае, когда собирается достаточное количество участников.
Осуохайе органично вписывался в структуру древнего обрядового действа ысыах. В нем большое значение имели молитвенные обращения якутов к небожителям, особенно верховному божеству Юрюнг Айыы Тойону, персонифицированному образу Солнца. Мольба о ниспослании счастья, благодати, приплода скота и других благ красной нитью проходила через весь ысыах — якутский новый год, который традиционно отмечали 21–22 июня.
Следы поклонения якутов Солнцу зафиксированы во многих трудах исследователей. Образ Солнца увековечен в композиционно-пространственном рисунке осуохая. Он исполнялся под открытым небом, на специально подготовленном месте — тюсюлгэ, форма которого похожа на круг. Многократные круги в ходе танца имитировали божественную дорогу — айыы суола. Продвижение участников осуохая должно было повторять траекторию движения почитаемого светила.
В XX веке танец приобрел светский характер, а после революции получил еще и идеологическую окраску. Только в конце 1990-х годов наметилась тенденция к возрождению традиционной культуры. В современном мире осуохай не утратил своей актуальности. Однако стал более универсальным: его танцуют при любом удобном случае, когда собирается достаточное количество участников.