Археологические нумизматические материалы представляют собой один из основных источников сведений о торговле домонгольской Руси, ее экономических центрах и путях сообщения. Они уточняют и значительно дополняют сообщения письменных источников.
При этом такие характерные для русского экспорта товары, как продукты местных промыслов: пушнина, мед, воск, — археологически неуловимы. О торговле продуктами питания косвенно свидетельствуют лишь находки амфор, в которых привозили с юга вино или масло. Поэтому изучение экономических связей Средневековья ведется с привлечением всех видов источников.
Для торговли IX–X веков была характерна узость развития, ограниченность и нерегулярность связей между населенными пунктами. Задачей натурального хозяйства было удовлетворение собственных основных потребностей, а не товарное производство. Даже торговля продуктами питания не представляла жизненной необходимости для населения.
Экономика той эпохи носила аграрный потребительский характер. На заказ, а не на рыночный сбыт работали общинные и городские ремесленники. Их продукция не была предназначена для массового покупателя. Объем внутренней торговли —«купли» — не мог быть большим. Господствовала дальняя торговля — «гостьба», при которой из-за рубежа ввозились товары редкого потребления.
Период с XII по первую половину XIII века представляет собой расцвет всех видов древнерусской торговли. В сравнении с XI веком выросло число городов, от работы на заказ часть мастеров перешла к работе на рынок.
В этих условиях расширился товарообмен между городом и деревней. Крестьяне продавали на городском торжище продукты земледелия, приобретали изделия посадских ремесленников и некоторые предметы внешней торговли, например шелковую тесьму, которая шла на украшение верхней одежды.
Эти процессы привели к тому, что в городах, которые были прежде торговыми центрами Руси, такими как Гороховец, археологи обнаруживали различные предметы торговли: свинцовые пломбы, которыми опечатывали тюки товаров или связки «меховых денег», гирьки, чашечки от весов‑разновесов, а также обломки импортных сосудов из Волжской Булгарии.
При этом такие характерные для русского экспорта товары, как продукты местных промыслов: пушнина, мед, воск, — археологически неуловимы. О торговле продуктами питания косвенно свидетельствуют лишь находки амфор, в которых привозили с юга вино или масло. Поэтому изучение экономических связей Средневековья ведется с привлечением всех видов источников.
Для торговли IX–X веков была характерна узость развития, ограниченность и нерегулярность связей между населенными пунктами. Задачей натурального хозяйства было удовлетворение собственных основных потребностей, а не товарное производство. Даже торговля продуктами питания не представляла жизненной необходимости для населения.
Экономика той эпохи носила аграрный потребительский характер. На заказ, а не на рыночный сбыт работали общинные и городские ремесленники. Их продукция не была предназначена для массового покупателя. Объем внутренней торговли —«купли» — не мог быть большим. Господствовала дальняя торговля — «гостьба», при которой из-за рубежа ввозились товары редкого потребления.
Период с XII по первую половину XIII века представляет собой расцвет всех видов древнерусской торговли. В сравнении с XI веком выросло число городов, от работы на заказ часть мастеров перешла к работе на рынок.
В этих условиях расширился товарообмен между городом и деревней. Крестьяне продавали на городском торжище продукты земледелия, приобретали изделия посадских ремесленников и некоторые предметы внешней торговли, например шелковую тесьму, которая шла на украшение верхней одежды.
Эти процессы привели к тому, что в городах, которые были прежде торговыми центрами Руси, такими как Гороховец, археологи обнаруживали различные предметы торговли: свинцовые пломбы, которыми опечатывали тюки товаров или связки «меховых денег», гирьки, чашечки от весов‑разновесов, а также обломки импортных сосудов из Волжской Булгарии.