Топшуур (топшур) — наиболее распространенный инструмент среди алтайских сказителей-кайчи. Под его аккомпанемент исполняют эпосы (такую партию называют кайдын кÿÿзи); кроме того, игрой на топшуре могут сопровождать медитации, танцы, исполнять несложные мотивы. Для сольных импровизаций существует свой термин — «топшуур ойноп jат».
Название «топшур» буквально переводится как «ударный музыкальный инструмент», однако способов звукоизвлечения у него несколько, и характер аккомпанемента зависит от содержания исполняемой композиции. Наиболее распространенный прием — ритмичные удары пальцами по обеим струнам (бряцанье) — подходит, к примеру, для изображения стремительной скачки или другого движения. Лирический настрой создается при помощи щипков большим пальцем (пиццикато) или частых ударов (тремоло) по одной струне.
Четко установленной высоты строя у топшура нет, диапазон обычно не превышает октавы. Музыкант натягивает струны, ориентируясь на собственные исполнительские особенности.
Композитор и этнограф Андрей Викторович Анохин писал, что азиаты рассматривают «кварты <музыкальный интервал, „четверть“> как консонанс, потому что ими начинают и заканчивают пение, как благозвучным аккордом».
По способу изготовления инструмент напоминает древний казахский шертер, хакасский хомыс, шерчен хомус шорцев, монгольский топшхур и тувинский допшулур. Корпус и гриф традиционно вырезают из цельного куска сосны или кедра, выдалбливают, а сверху натягивают сыромятную телячью кожу (такой топшур перед игрой обязательно просушивают над огнем). Вместо кожи могут использовать тонкие дощечки. В первом случае «голос» топшура получается более глухим, во втором — напоминает звук полуакустической гитары.
Форма деки может быть разной: округлой, треугольной, квадратной или ложкообразной. В деке (или мембране) обязательно проделывают одно или несколько небольших отверстий-резонаторов.
Струны топшура издревле сплетали в виде тонких веревочек из конского волоса из хвоста (как правило, белого), с одной стороны закрепляя на корпусе кожаными ремешками, с другой — приматывая к деревянным колкам. На представленном образце, выполненном в конце ХХ века, струны синтетические.
Экспонат ранее принадлежал популярному мастеру алтайского горлового пения «кай», заслуженному артисту России и Республики Алтай Болоту Байрышеву.