Австрийский исполнитель аутентичной музыки, писатель Николаус Арнонкур писал, что солисты эпохи барокко «достигли границ возможностей, определенных природой для каждого инструмента. И ни один из них не передавал так достоверно дух барокко, как скрипка».
Модели барочных скрипок начали разрабатывать еще в XVI веке, причем разные мастера изготавливали инструмент по-своему, без единого стандарта, который более или менее сложился только к 1660-м годам.
В первые годы XVII столетия появились первые сонаты Джованни Паоло для скрипки как солирующего инструмента. На смену ансамблевой музыке пришла монодия — сольное музицирование или пение под аккомпанемент: «музыка приобрела характер диалога… <учителя музыки старались> обучить „выразительной“ игре» (Николаус Арнонкур).
Барочную скрипку отличает от классической более толстый и широкий гриф, укороченный со стороны подставки, размер и вид басовой панели и наконечника. «Талию» скрипки образуют округлые выемки по бокам — эсы. Подбородник и мостик отсутствуют; для натяжения струн обычно применяется винтовой механизм, вошедший в музыкальный обиход к концу XVIII века (до тех пор музыканты пользовались «клипсами»).
Струны барочной скрипки почти всегда использовали гутовые (жильные), смычок делали из прочного «змеиного дерева» и конского волоса. В начале XVII века смычки для скрипки и виолы были взаимозаменяемыми.
Старинная скрипичная музыка вошла в моду в 1950–60-х годах. За неимением старинных аудиозаписей музыканты прибегали к так называемому «исторически обоснованному исполнению», то есть старались восстановить музыкальные приемы прошлых веков по письменным источникам.
Тогда же, в середине — второй половине XX столетия, появился спрос на изготовление аутентичных инструментов. В 1998 году Барнаульское музыкальное училище приобрело экспонируемый инструмент для обучения и концертной деятельности студентов. Он звучал на концертах ансамбля Ars longa под управлением алтайского популяризатора музыки XVI–XVIII веков Владимира Николаевича Анисимова.
На скрипке, изготовленной мастером Виктором Никифоровым, играла участница ансамбля, выпускница Барнаульского музыкального училища, ныне известная российская и швейцарская скрипачка Анна Юрьевна Меркулова.