Потесом на Руси называли топор, которым обрабатывали бревна. Таким инструментом выполняли большую часть плотницких работ. Ковали его из прочной стали, которая выдерживала сильную и длительную нагрузку. Иногда качество такого металла было даже лучше того, который шел на изготовление оружия. Рукоятку — топорище — чаще всего вытачивали из березы. Ее длину вычисляли в зависимости от роста мастера, которому предназначался инструмент. Длинная рукоять служила подобием рычага при работе: она уравновешивала тяжелую часть, и мастер меньше уставал. На конце топорища оставляли утолщение, чтобы оно не выскользнуло из руки во время замаха или удара.
Топор-потес
Время создания
XVI век
Размер
34x20,5 см
Техника
Сталь, ковка
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Топор-потес
#2
#3
Лезвие потёса всегда было смещено относительно втулки, чтобы удобнее было обрабатывать бревна. Плотники пользовались правосторонними и левосторонними топорами. Вид инструмента выбирали в зависимости от того, с какой стороны нужно было обрабатывать бревно и какая рука у мастера была ведущей.
Первые плотницкие топоры, похожие на потесы, появились в XIV–XV веках в Австрии и Германии. Там их называли циммерманбайлями. Затем такие инструменты стали популярными в Польше, Литве, на Украине и в Белоруссии, а оттуда пришли и на русские земли. За характерную форму лезвия такой инструмент прозвали также «гусиным крылом».
#4
Потесы не были боевым оружием, но при необходимости заменяли его. Тяжелое широкое лезвие легко пробивало как кольчугу, так и пластинчатый доспех. Вытянутой верхней частью лезвия можно было наносить колющие удары, как пикой. Иногда между лезвием и втулкой оставляли узкую щель, в которую можно было захватить меч противника, а затем сломать или выбить его. Когда потес использовали в бою, обычную рукоять иногда заменяли на длинную, чтобы получилось подобие тяжелой алебарды.
#5
К плотницким топорам на Руси относились бережно и с почтением. Как и другие железные инструменты, они считались оберегами от болезней и нечистой силы. На русском Севере существовало поверье среди пастухов — если обойти стадо с топором в руках, на скот не нападут хищники.
После окончания работы топор никогда не оставляли воткнутым в бревно и не прислоняли к стене. О брошенный инструмент мог пораниться кто-то из домочадцев, а лезвие от такого обращения портилось и быстро тупилось. Поэтому топор убирали под лавку, где он никому не мешал.
#6
ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Топор-потес
Время создания
XVI век
Размер
34x20,5 см
Техника
Сталь, ковка
Коллекция
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться