В коллекции Зала этнографии представлен ткацкий станок, изготовленный в начале ХХ века. По-другому он называется стан или кросна. Такие кустарные приспособления служили для производства разных видов ворсовых, гладких и плетеных полотен, а также льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных ковров и другой текстильной продукции. Редкая русская крестьянская изба обходилась без ткацкого станка: практически каждая крестьянка умела ткать не только простой холст, но и нарядные скатерти, полотенца, салфетки. Столь громоздкое приспособление с большой рамой, двумя валами и другими конструктивными элементами в избу ставилось только когда приходило время ткать: значительную часть времени разобранный ткацкий станок лежал на чердаке.
Перед тем как начать ткать, крестьянки с помощью вороба сматывали напряденные нити на специальные катушки, мотовила, а потом наматывали их на навой — один из валов ткацкого станка. Затем конец нити проходил между зубьями бёрда, своеобразного подвижного гребня, пропускался через петлю одной из подъемных ремизок и закреплялся на втором валу. Так создавалась основа — продольные нити будущей ткани. Основа ткани, как и сам станок, называется кросной, а сновать кросну — значит работать над созданием основы ткани. Уток, поперечные нити, сматывался с веретена, помещенного в тяжелый челнок, по форме напоминавший лодочку.
Во время работы за станком ткачиха нажимала подножку, одна или несколько ремизок с пропущенными через них нитями основы поднимались, образуя между нитями проем. После этого она пробрасывала челнок в этот проем, нажимала другую подножку, пробрасывала челнок обратно, в другой проем, а потом прижимала нити одну к другой бёрдом.
В основном ткачество, как и прядение, было ночной работой: днем крестьянка была занята по хозяйству, а летом еще и полевыми работами. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие станки. Для изготовления художественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства сегодня используют станки, базовое устройство которых с течением времени мало изменилось. Ткацкие станки для промышленных производств, наоборот, превратились в высокотехнологичное электронное оборудование.
Перед тем как начать ткать, крестьянки с помощью вороба сматывали напряденные нити на специальные катушки, мотовила, а потом наматывали их на навой — один из валов ткацкого станка. Затем конец нити проходил между зубьями бёрда, своеобразного подвижного гребня, пропускался через петлю одной из подъемных ремизок и закреплялся на втором валу. Так создавалась основа — продольные нити будущей ткани. Основа ткани, как и сам станок, называется кросной, а сновать кросну — значит работать над созданием основы ткани. Уток, поперечные нити, сматывался с веретена, помещенного в тяжелый челнок, по форме напоминавший лодочку.
Во время работы за станком ткачиха нажимала подножку, одна или несколько ремизок с пропущенными через них нитями основы поднимались, образуя между нитями проем. После этого она пробрасывала челнок в этот проем, нажимала другую подножку, пробрасывала челнок обратно, в другой проем, а потом прижимала нити одну к другой бёрдом.
В основном ткачество, как и прядение, было ночной работой: днем крестьянка была занята по хозяйству, а летом еще и полевыми работами. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие станки. Для изготовления художественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства сегодня используют станки, базовое устройство которых с течением времени мало изменилось. Ткацкие станки для промышленных производств, наоборот, превратились в высокотехнологичное электронное оборудование.