Издревле орудиями производства нитей являлись веретено и прялка. Деревянная ручная прялка — конструктивно простое и несложное в освоении приспособление, что обеспечило его широчайшее распространение в разные эпохи и среди народов множества стран. По конструкции выделяют два основных вида прялок: составную (она собиралась из нескольких отдельных деталей) и цельную (ее изготавливали из корня и ствола дерева). В экспозиции музея представлена составная прялка, изготовленная в ХХ веке. Она состоит из горизонтального донца, где сидела пряха, и вертикальной лопасти (лопаски), на которую крепилась кудель — очищенное от твердых частиц волокно льна, конопли или готовая к прядению шерсть.
Лопасти старинных прялок XIII–XV веков имели простые строгие формы, чаще всего прямоугольные или листовидные, с несколькими отверстиями. На Руси в северных и центральных регионах для прядения ниток из растительных волокон часто применяли прялки с гребнем. Зачастую прялки богато украшали росписью или резьбой, иногда цветной. Периодически резьбу и роспись сочетали: такие прялки становились самостоятельными произведениями декоративно-прикладного искусства. После работы декорированные прялки обычно вешали на стену или ставили на видное место: они служили полноценным украшением избы.
Помимо цельных и составных прялок существуют также их переносные разновидности. В таких прялках кудель привязывали или прикалывали к одному ее концу (если он был плоским), либо насаживали на него (если он был острым), либо укрепляли как-то ещё (например, в рогульке). Другой конец вставляли за пояс — и женщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже на ходу, когда шла в поле или занималась домашним животноводством.
Вне зависимости от типа прялки мастерица всегда повторяла одни и те же движения: пальцами одной руки она вытягивала несколько волокон куделя и скручивала их, а другой поворачивала веретено, наматывая на него нить. По завершении работы веретена с намотанными на них нитками укладывали в круглую лубяную коробку. Веретена также делались довольно строгих формы и размера: гладкие сигарообразные, суженные к концам, деревянные палочки длиной около 26 см и диаметром в средней части около 10 -12 мм.
Лопасти старинных прялок XIII–XV веков имели простые строгие формы, чаще всего прямоугольные или листовидные, с несколькими отверстиями. На Руси в северных и центральных регионах для прядения ниток из растительных волокон часто применяли прялки с гребнем. Зачастую прялки богато украшали росписью или резьбой, иногда цветной. Периодически резьбу и роспись сочетали: такие прялки становились самостоятельными произведениями декоративно-прикладного искусства. После работы декорированные прялки обычно вешали на стену или ставили на видное место: они служили полноценным украшением избы.
Помимо цельных и составных прялок существуют также их переносные разновидности. В таких прялках кудель привязывали или прикалывали к одному ее концу (если он был плоским), либо насаживали на него (если он был острым), либо укрепляли как-то ещё (например, в рогульке). Другой конец вставляли за пояс — и женщина, придерживая пряслице локтем, работала стоя или даже на ходу, когда шла в поле или занималась домашним животноводством.
Вне зависимости от типа прялки мастерица всегда повторяла одни и те же движения: пальцами одной руки она вытягивала несколько волокон куделя и скручивала их, а другой поворачивала веретено, наматывая на него нить. По завершении работы веретена с намотанными на них нитками укладывали в круглую лубяную коробку. Веретена также делались довольно строгих формы и размера: гладкие сигарообразные, суженные к концам, деревянные палочки длиной около 26 см и диаметром в средней части около 10 -12 мм.