Театральный
бинокль из квартиры в Нащокинском переулке принадлежал Михаилу
Булгакову. Писатель находил ему разное применение. Третья жена писателя, Елена
Сергеевна, оставила такую запись в дневнике:
Театральный бинокль М.А. Булгакова
М.А. часто уходил к себе в комнату, наблюдал луну в бинокль — для романа. Сейчас — полнолуние.
Но чаще всего Булгаков использовал этот бинокль во время походов в театр и оперу, а случались они регулярно. Писатель с детства был окружен музыкой: на пианино играла его мама Варвара Михайловна, отец Афанасий Иванович играл на скрипке, а из братьев и сестер Булгакова был составлен домашний хор. В те времена будущий писатель мечтал о карьере оперного артиста. Сестра Михаила Афанасьевича Надежда вспоминала:
На столе у него, гимназиста, стояла фотографическая карточка артиста Киевской оперы Льва Сибирякова — с надписью, которую брат с гордостью дал мне прочесть: «Мечты иногда претворяются в действительность».
Другая сестра Булгакова, Вера, подсчитала, что в юности он ходил на оперу «Фауст» сорок один раз. Булгаков любил напевать арии из «Фауста», «Севильского цирюльника» и «Аиды». Неудивительно, что его произведения необыкновенно насыщены всевозможной музыкой — от классической оперы до бойких частушек. Приятельствовавший с Булгаковым в 1920-е годы писатель Валентин Катаев в автобиографическом романе «Алмазный мой венец» писал о Булгакове (в тексте он выведен под псевдонимом синеглазый):
…Прямо-таки гофманиада! — сказал я.
— Не гофманиада, а пушкиниана, — пробурчал синеглазый, — даже чайковщина. «Пиковая дама». Сцена у Лебяжьей канавки. «Уж полночь близится, а Германа все нет»…
Интерес к музыке Михаил Афанасьевич сохранил и в поздние годы. В квартире писателя в Нащокинском переулке стоял рояль, на котором играл не только хозяин, но и его гости-музыканты, среди которых были Исаак Дунаевский и Дмитрий Шостакович.