Первое название Императорского фарфорового завода, на котором изготовили тарелку из коллекции музея, — Невская порцелиновая мануфактура. В 1744 году ее основала во время правления императрица Елизавета Петровна. Формулы русского фарфора, глазури, красок и золотого порошка для декора фарфоровых изделий вывел химик Дмитрий Виноградов. Он же самостоятельно спроектировал печи, определил оптимальные условия обжига и разработал методы формовки.
При Виноградове на предприятии изготавливали мелкие предметы: чашки, табакерки, пуговицы, вставки в броши, курительные трубки и рукоятки для тростей. В 1756 году на заводе построили большой горн и стали выпускать сервизы, вазы и статуэтки.
В 1779–1796 годах здесь создали многие серии скульптур, включая «Народы России», и Арабесковый сервиз. В 1809–1831 годах появились знаменитый Гурьевский сервиз и крупногабаритные дворцовые вазы.
В середине и второй половине XIX века в произведениях скульпторов и художников Императорского фарфорового завода преобладала эклектика — соединение художественных стилей из различных эпох. А в начале XX века завод стал сотрудничать с известными художниками: Валентином Серовым, Константином Сомовым и другими. Предприятие выпускало изделия, которые стали известны во всем мире.
Декоративную тарелку, представленную в экспозиции, создали на заводе в 1843 году. Она принадлежала Александру Ивановичу Мальцеву — участнику обороны Севастополя 1854–1855 годов, поручику, командиру роты 17-го Елецкого пехотного полка.
Дно тарелки украшает рисунок. На фоне пейзажа изображены нижние чины артиллерийского ведомства: рядовые ракетной батареи, запасных парков — базы орудий, коновальной школы и унтер-офицер технической школы. Эскиз этого рисунка создал фарфорист С. Доладугин.
По краям тарелки располагаются декоративные элементы: изображение двуглавого орла чередуется с кивером, военным головным убором, который нарисован на фоне скрещенных ружья, сабли и лавровых ветвей. Над орлом находится лента с надписью «За отличие». На обратной стороне тарелки стоят клеймо Императорского фарфорового завода (вензель «Н I» под короной), дата «1843» и подпись художника.
При Виноградове на предприятии изготавливали мелкие предметы: чашки, табакерки, пуговицы, вставки в броши, курительные трубки и рукоятки для тростей. В 1756 году на заводе построили большой горн и стали выпускать сервизы, вазы и статуэтки.
В 1779–1796 годах здесь создали многие серии скульптур, включая «Народы России», и Арабесковый сервиз. В 1809–1831 годах появились знаменитый Гурьевский сервиз и крупногабаритные дворцовые вазы.
В середине и второй половине XIX века в произведениях скульпторов и художников Императорского фарфорового завода преобладала эклектика — соединение художественных стилей из различных эпох. А в начале XX века завод стал сотрудничать с известными художниками: Валентином Серовым, Константином Сомовым и другими. Предприятие выпускало изделия, которые стали известны во всем мире.
Декоративную тарелку, представленную в экспозиции, создали на заводе в 1843 году. Она принадлежала Александру Ивановичу Мальцеву — участнику обороны Севастополя 1854–1855 годов, поручику, командиру роты 17-го Елецкого пехотного полка.
Дно тарелки украшает рисунок. На фоне пейзажа изображены нижние чины артиллерийского ведомства: рядовые ракетной батареи, запасных парков — базы орудий, коновальной школы и унтер-офицер технической школы. Эскиз этого рисунка создал фарфорист С. Доладугин.
По краям тарелки располагаются декоративные элементы: изображение двуглавого орла чередуется с кивером, военным головным убором, который нарисован на фоне скрещенных ружья, сабли и лавровых ветвей. Над орлом находится лента с надписью «За отличие». На обратной стороне тарелки стоят клеймо Императорского фарфорового завода (вензель «Н I» под короной), дата «1843» и подпись художника.