В 600 году нашей эры мастера Древнего Китая начали создавать изделия, которые отличались высокой прочностью при минимальной тонкости. Так весь мир узнал о фарфоре. Этот материал был исключительным изобретением китайцев, которое они старались всеми силами держать в секрете. Однако в 1300 году китайская фарфоровая посуда стала постепенно появляться в европейских королевских дворцах. Она стоила очень дорого, поэтому чаще всего использовалась не для подачи блюд, а для украшения интерьера. Только с XVII века «тарель» — русские быстро переделали это слово в «тарелка» — стала входить в предмет бытового обихода и с начала XVIII столетия стала просто незаменима в застольях.
Однако декоративная жизнь тарелки на этом не окончилась, а только стала развиваться. В конце XIX века в моду вошло коллекционирование декоративных тарелок. Успехом пользовались предметы сервиза в сине-белой гамме, а также старинные и редкие экземпляры. Тарелями в России награждали верных царских слуг за их особые заслуги. Такую посуду украшали вензелями и ставили в доме на видное место. Со временем памятные тарелки стали выпускать и к разным важным событиям.
Ограниченный выпуск тарелок был приурочен к монаршему визиту императора Николая II и его супруги Александры Федоровны во Францию в 1896 году. В то время выпускали множество товаров в русском или псевдорусском стиле: мыло «Le Tsar», конфеты с русским гербом или флагом, посуду с царскими портретами, игрушки в виде русского медведя, а также государя, государыни и даже великой княжны Ольги. Царя изображали масленичные «прыгающие чертики», известная игрушка «мужик и медведь» превратилась в царя и Феликса Фора. Модой воспользовалась реклама: «пилюли Пинк» рекомендовались, чтобы сохранить здоровье для дней приезда царя; а на оборотах его портретов, которые бесплатно раздавали на улицах, печатали объявления сапожников и перчаточников.
Подобные тарелки выставлены в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Тарелки представлены и в каталоге сувениров к визиту императора Николая II во Францию, который вышел в 1897 году.
Однако декоративная жизнь тарелки на этом не окончилась, а только стала развиваться. В конце XIX века в моду вошло коллекционирование декоративных тарелок. Успехом пользовались предметы сервиза в сине-белой гамме, а также старинные и редкие экземпляры. Тарелями в России награждали верных царских слуг за их особые заслуги. Такую посуду украшали вензелями и ставили в доме на видное место. Со временем памятные тарелки стали выпускать и к разным важным событиям.
Ограниченный выпуск тарелок был приурочен к монаршему визиту императора Николая II и его супруги Александры Федоровны во Францию в 1896 году. В то время выпускали множество товаров в русском или псевдорусском стиле: мыло «Le Tsar», конфеты с русским гербом или флагом, посуду с царскими портретами, игрушки в виде русского медведя, а также государя, государыни и даже великой княжны Ольги. Царя изображали масленичные «прыгающие чертики», известная игрушка «мужик и медведь» превратилась в царя и Феликса Фора. Модой воспользовалась реклама: «пилюли Пинк» рекомендовались, чтобы сохранить здоровье для дней приезда царя; а на оборотах его портретов, которые бесплатно раздавали на улицах, печатали объявления сапожников и перчаточников.
Подобные тарелки выставлены в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге и музея Метрополитен в Нью-Йорке. Тарелки представлены и в каталоге сувениров к визиту императора Николая II во Францию, который вышел в 1897 году.