На декоративной тарелке «Жница», представленной в экспозиции «Сибирский град Петров», изображена крестьянка, которая держит в руках сноп пшеницы и серп. Тарелка была изготовлена в Конаково на заводе имени Калинина в 1930-х годах. До революции фабрика принадлежала Матвею Сидоровичу Кузнецову, одному из крупнейших производителей фарфора и фаянса в Российской империи. Его называли «королем русского фарфора». После революции 1917 года фабрика была национализирована. В Омск декоративная тарелка «Жница» была привезена семьей железнодорожников, приехавших в город в 1916 году из Харбина.
Удивительно, но именно фарфор и фаянс стали в свое время голосом Октябрьской революции и мощным средством пролетарской пропаганды. Первый фарфор с агитационными рисунками появился в Советской России в 1918 году, а к 1920-му стал весьма прибыльной статьей дохода страны. Осенью 1918 года специальная комиссия с одобрения Владимира Ильича Ленина отобрала 28 лозунгов для использования во всех видах и жанрах искусства, например: «Царству рабочих и крестьян не будет конца», «Кто не с нами, тот против нас» и другие. Изначально фарфор выпускался со слоганами, но вскоре мастера перешли к разработке более сложных изображений советской геральдики и сюжетных картин.
В результате принятия постановления ЦК ВКП (б) 1932 года все творческие течения были признаны антисоветскими. Остался только один официальный государственный жанр — социалистический реализм. Работы художников должны были воспитывать советских людей в духе коммунизма. С конца 1920-х годов в Советском Союзе проводилась политика индустриализации и коллективизации. И в 1930-е годы в декоре фарфора основное место занимает тема труда — сочетание фигур работниц в платочках, рабочих с молотком, тракторов, станков. Отдельно выделилось направление «крестьянский фарфор», где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. Такие изображения были направлены на пропаганду труда крестьян в колхозах и создавали позитивный образ проводимой властью политики.
Удивительно, но именно фарфор и фаянс стали в свое время голосом Октябрьской революции и мощным средством пролетарской пропаганды. Первый фарфор с агитационными рисунками появился в Советской России в 1918 году, а к 1920-му стал весьма прибыльной статьей дохода страны. Осенью 1918 года специальная комиссия с одобрения Владимира Ильича Ленина отобрала 28 лозунгов для использования во всех видах и жанрах искусства, например: «Царству рабочих и крестьян не будет конца», «Кто не с нами, тот против нас» и другие. Изначально фарфор выпускался со слоганами, но вскоре мастера перешли к разработке более сложных изображений советской геральдики и сюжетных картин.
В результате принятия постановления ЦК ВКП (б) 1932 года все творческие течения были признаны антисоветскими. Остался только один официальный государственный жанр — социалистический реализм. Работы художников должны были воспитывать советских людей в духе коммунизма. С конца 1920-х годов в Советском Союзе проводилась политика индустриализации и коллективизации. И в 1930-е годы в декоре фарфора основное место занимает тема труда — сочетание фигур работниц в платочках, рабочих с молотком, тракторов, станков. Отдельно выделилось направление «крестьянский фарфор», где акцент был сделан на изображение жизни и быта сельских тружеников. Такие изображения были направлены на пропаганду труда крестьян в колхозах и создавали позитивный образ проводимой властью политики.