К концу XIX века население Российской империи было малограмотным. По данным на 1897 год, грамотой владел лишь 21 процент российских подданных. В Сибири этот показатель составлял 12 процентов, а в Средней Азии — всего 5.
В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Для его исполнения организовали специальную комиссию. В 1920–1930-х годах ее члены руководили обучением неграмотных и малограмотных. Делами комиссии заведовал нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Для работы по ликвидации безграмотности необходимо было подготовить преподавательский состав. К осени 1920 года благодаря комиссии в 26 губерниях открылись курсы учителей.
В каждом населенном пункте, где было более 15 неграмотных жителей, должна была работать так называемая школа грамоты — ликпункт, то есть пункт ликвидации неграмотности. Срок обучения в такой школе составлял три-четыре месяца. Программа занятий включала в себя чтение, письмо и счет.
В начале 1920-х годов комиссия уточнила, что целью занятий ликпунктов было обучить граждан читать ясный печатный и письменный шрифты, делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах. Кроме того, учащимся объясняли основные пункты идеологии советского государства.
В 1922 году прошел первый Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности. Он постановил, что в первую очередь необходимо было обучать грамоте красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, членов профсоюзов, комсомольцев, членов сельских коллективных объединений в возрасте от 18 до 30 лет.
Срок обучения неграмотных на ликпунктах составлял семь месяцев, а малограмотных — до шести месяцев. Занятиям нужно было уделять шесть-восемь часов в неделю.
Ликпункты снабжали качественными учебными пособиями и письменными принадлежностями. Для взрослых учеников сокращали рабочий день, сохраняя заработную плату. Деятельность таких пунктов была очень продуктивной: по данным переписи 1939 года, среди людей в возрасте от 16 до 50 лет было уже почти 90 процентов грамотных.
В экспозиции «Сибирский град Петров» представлены школьные принадлежности 1920-х годов, в том числе и ученическая сумка.
В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Для его исполнения организовали специальную комиссию. В 1920–1930-х годах ее члены руководили обучением неграмотных и малограмотных. Делами комиссии заведовал нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Для работы по ликвидации безграмотности необходимо было подготовить преподавательский состав. К осени 1920 года благодаря комиссии в 26 губерниях открылись курсы учителей.
В каждом населенном пункте, где было более 15 неграмотных жителей, должна была работать так называемая школа грамоты — ликпункт, то есть пункт ликвидации неграмотности. Срок обучения в такой школе составлял три-четыре месяца. Программа занятий включала в себя чтение, письмо и счет.
В начале 1920-х годов комиссия уточнила, что целью занятий ликпунктов было обучить граждан читать ясный печатный и письменный шрифты, делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах. Кроме того, учащимся объясняли основные пункты идеологии советского государства.
В 1922 году прошел первый Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности. Он постановил, что в первую очередь необходимо было обучать грамоте красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, членов профсоюзов, комсомольцев, членов сельских коллективных объединений в возрасте от 18 до 30 лет.
Срок обучения неграмотных на ликпунктах составлял семь месяцев, а малограмотных — до шести месяцев. Занятиям нужно было уделять шесть-восемь часов в неделю.
Ликпункты снабжали качественными учебными пособиями и письменными принадлежностями. Для взрослых учеников сокращали рабочий день, сохраняя заработную плату. Деятельность таких пунктов была очень продуктивной: по данным переписи 1939 года, среди людей в возрасте от 16 до 50 лет было уже почти 90 процентов грамотных.
В экспозиции «Сибирский град Петров» представлены школьные принадлежности 1920-х годов, в том числе и ученическая сумка.