Граффити-художника Джона Матоса, также известного под псевдонимом Крэш, многие исследователи называют пионером стрит-арта. Он родился в 1961 году в Бронксе — районе Нью-Йорка. Заниматься граффити он начал в 13 лет, расписывая вагоны метро и стены заброшенных зданий. В 1980 году Матос организовал важную выставку «Успех граффити-арта для Америки» в галерее «Фэшн Мода» в Нью-Йорке, а в 1981 году выставлял свои работы в Амстердаме. Его панно украшают улицы района «Маленькая Италия» в Нью-Йорке и центральный еврейский госпиталь в канадском Монреале.
Как и большинство художников-граффитистов, Крэш начинал с простых надписей. Со временем его работы становились все сложнее, и постепенно он перешел к работам на холсте. Художник, как правило, сначала делает эскиз, а затем наносит аэрографом несколько красочных слоев один поверх другого.
Крэш часто часто делает свое прозвище частью сюжета работ, комбинируя его с изображениями автомобилей, самолетов, бомб, на его картинах что-то трещит, взрывается и грохочет. В некоторых работах автора можно обнаружить и политические мотивы, например предостережение от атомной угрозы.
В 1996 году знаменитый британский рок-музыкант Эрик Клэптон заказал художнику дизайн для своей гитары. Следующим заказчиком стал английский музыкант Эд Ширан. За более чем 20 лет Крэш выполнил эскизы для 50 гитар. Его дизайн запатентовала знаменитая американская фирма «Фендер» для своих моделей «Стратокастер» и «Телекастер»: их представили на специальной выставке в 2009 году. Крэш также выполнил дизайн для сигарет LuckyStrike в 1995 году, чемоданов «TUMIInc.» в 2010 году и обуви«ASHFootwear» в 2014 году.
В Русском музее представлена ранняя работа художника под названием «Танк № 1», выполненная в стилистике комикса. На холсте Матос изобразил танк, который отсылает к популярным в 1980-х годах комиксам Tank Girl («Танкистка»), а также слово «крэш» (Crash) — звукоподражание, передающее звук удара, разрушения, взрыва. Впоследствии именно это слово стало псевдонимом Джона Матоса. Картина напоминает граффити из нью-йоркской подземки.
Как и большинство художников-граффитистов, Крэш начинал с простых надписей. Со временем его работы становились все сложнее, и постепенно он перешел к работам на холсте. Художник, как правило, сначала делает эскиз, а затем наносит аэрографом несколько красочных слоев один поверх другого.
Крэш часто часто делает свое прозвище частью сюжета работ, комбинируя его с изображениями автомобилей, самолетов, бомб, на его картинах что-то трещит, взрывается и грохочет. В некоторых работах автора можно обнаружить и политические мотивы, например предостережение от атомной угрозы.
В 1996 году знаменитый британский рок-музыкант Эрик Клэптон заказал художнику дизайн для своей гитары. Следующим заказчиком стал английский музыкант Эд Ширан. За более чем 20 лет Крэш выполнил эскизы для 50 гитар. Его дизайн запатентовала знаменитая американская фирма «Фендер» для своих моделей «Стратокастер» и «Телекастер»: их представили на специальной выставке в 2009 году. Крэш также выполнил дизайн для сигарет LuckyStrike в 1995 году, чемоданов «TUMIInc.» в 2010 году и обуви«ASHFootwear» в 2014 году.
В Русском музее представлена ранняя работа художника под названием «Танк № 1», выполненная в стилистике комикса. На холсте Матос изобразил танк, который отсылает к популярным в 1980-х годах комиксам Tank Girl («Танкистка»), а также слово «крэш» (Crash) — звукоподражание, передающее звук удара, разрушения, взрыва. Впоследствии именно это слово стало псевдонимом Джона Матоса. Картина напоминает граффити из нью-йоркской подземки.