5-струнный 22-ладовый щипковый инструмент. Корпус грушевидной формы, из дерева — скорее всего из тута, с перехватом: верхняя часть по конфигурации соответствует нижней, но меньше ее по размерам. Дека из широкослойного тута радиальной распиловки с едва заметным сводом; 16 резонаторных отверстий — 6 в верхней части и 10 в нижней; каждое отверстие окаймлено 4 крошечными отверстиями, зачастую не сквозными. Шейка из ореха: место соединения плакировано мозаичным набором); гриф составляет одно целое с шейкой. 5 стальных струн. 5 резных «Т"-образных колков из ореха (без отверстий для струн), 3 слева, 2 со стороны грифа. Сохранилось 18 ладов из отрезков тонких кишечных струн, навязанных на шейку в 3 и 4 ряда; перед порожком перехваточный лад прижатия струн к порожку. Порожек и подставка из цевки.
Танбур-шарки (тар)
Время создания
Начало XIX века
Место создания
Иран
Размер
89,2х13,4х13,2 см
Техника
кость, дерево, кишечные струны, инкрустация, металл, плакировка
Коллекция
13
Открыть в приложении#1
Неизвестный мастер
Танбур-шарки (тар)
#14
#9
Струнодержатель из рога. Декор. Поверхности корпуса и шейки (за исключением грифа) полностью плакированы мозаичным набором на мастике черного цвета, состоящим из крошечных треугольничков, ромбиков, полосок, нарезанных из желтого металла (золота?), цевки и дерева; детали мозаики сгруппированы в крупные панно-полосы и ромбы, которые, в свою очередь, состоят из все умельчающихся 6-конечных звезд, шестиугольников, треугольников. Клеевой шов между декой и корпусом закрыт обвязкой из цевки. В деку (обл. перехвата) инкрустирован мозаичный поясок из крошечных прямоугольничков цевки и черного дерева.
#10
Гриф, включая обл. колков, по краям во всю длину плакирован полосками цевки. Торец шейки плакирован цевкой, посаженной на железный гвоздь. Торцы колковых рукояток плакированы цевкой, посаженной на нагеля. Тонировка. Часть цевки из мозаичного набора корпуса и шейки затонирована в зеленый цвет. Границы между плакировочными панно затонированы в ярко-красный цвет.
#7
Дар императрицы музею
#6
В 1907 г. Санкт-Петербургский музей музыкальных инструментов посетила вдова Александра III императрица Мария Федоровна. Экскурсию для нее провел основатель музея К. К. Штакельберг. Императрица осталась довольна музеем и впоследствии передала в дар очень ценную коллекцию персидских (иранских) инструментов, которую можно датировать XVIII — началом XIX в. С тех пор коллекция экспонируется в специально изготовленной витрине. Инструменты искусно украшены росписью, сусальным золотом и мозаичным набором из металла, тонированной кости, перламутра.
#13
#15
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Танбур-шарки (тар)
Время создания
Начало XIX века
Место создания
Иран
Размер
89,2х13,4х13,2 см
Техника
кость, дерево, кишечные струны, инкрустация, металл, плакировка
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться