Инструмент для нанесения тамги (родового фамильного знака), представленный в экспозиции Краеведческого музея города Адыгейска, принадлежал роду Донежуковых (Дэунэжьыкъу) из аула Ассоколай Теучежского района Республики Адыгея. В 1995 году этот инструмент передал музею Донежук Юсуф Шабанович, работавший тогда директором сельского дома культуры в селе Красное. Предмет был изготовлен по заказу дарителя. О том, что именно так выглядела их родовая тамга, он узнал от своего отца Донежука Шабана.
Тамга на Кавказе — это особый знак, которым отмечалось право собственности на скот, имущество. Тамга играла важнейшую роль в жизни народов Северного Кавказа. Это был одновременно и фамильный герб, так называемая «память рода», и отличительный знак, скрывающий главную информацию о его обладателе, а также знак собственности, своеобразное клеймо.
У адыгов существовало множество тамг различной формы. Родовые знаки ставили на дверях кунацких — гостиных, на чашках, музыкальных инструментах, могильных памятниках. Каждый коннозаводчик имел свою тамгу, которую не должны были использовать другие. Адыги клеймили своих лошадей, выжигая на их крупе тамгу. Почетная сторона лошади у адыгов — левая. Мелкий рогатый скот метили другим способом: делали надрезы на ухе или выжигали знак собственности на рогах и щеках. На того, кто подделывал тамгу, накладывали взыскание.
В адыгской среде, начиная с эпохи раннего Средневековья, бытовали различные стяги и знамена, на которых были изображены родовые тамги известных династий. Они использовались для боевых, походных, сигнально-оповещательных, обрядовых и спортивных целей.
Тамги в роли перстней-печатей и клейм мастеров существовали издавна на Северном Кавказе. У адыгов, как правило, их владельцами были состоятельные и известные лица. Перстень-печать более ранних образцов состояла из фамильной тамги. Позднее с распространением ислама возникло два варианта: тамги с инициалами владельца или иногда с именем и фамилией на арабском языке.
Со второй половины XIX века арабские буквы начали уступать русским печатным буквам. К концу первой четверти XX века у адыгов перстни-печати и клейма стали редкостью. Растущая грамотность населения и появление фабрично-заводского производства свели их существование на нет.
Тамга на Кавказе — это особый знак, которым отмечалось право собственности на скот, имущество. Тамга играла важнейшую роль в жизни народов Северного Кавказа. Это был одновременно и фамильный герб, так называемая «память рода», и отличительный знак, скрывающий главную информацию о его обладателе, а также знак собственности, своеобразное клеймо.
У адыгов существовало множество тамг различной формы. Родовые знаки ставили на дверях кунацких — гостиных, на чашках, музыкальных инструментах, могильных памятниках. Каждый коннозаводчик имел свою тамгу, которую не должны были использовать другие. Адыги клеймили своих лошадей, выжигая на их крупе тамгу. Почетная сторона лошади у адыгов — левая. Мелкий рогатый скот метили другим способом: делали надрезы на ухе или выжигали знак собственности на рогах и щеках. На того, кто подделывал тамгу, накладывали взыскание.
В адыгской среде, начиная с эпохи раннего Средневековья, бытовали различные стяги и знамена, на которых были изображены родовые тамги известных династий. Они использовались для боевых, походных, сигнально-оповещательных, обрядовых и спортивных целей.
Тамги в роли перстней-печатей и клейм мастеров существовали издавна на Северном Кавказе. У адыгов, как правило, их владельцами были состоятельные и известные лица. Перстень-печать более ранних образцов состояла из фамильной тамги. Позднее с распространением ислама возникло два варианта: тамги с инициалами владельца или иногда с именем и фамилией на арабском языке.
Со второй половины XIX века арабские буквы начали уступать русским печатным буквам. К концу первой четверти XX века у адыгов перстни-печати и клейма стали редкостью. Растущая грамотность населения и появление фабрично-заводского производства свели их существование на нет.