Фламандский художник Томас Виллебортс жил и работал в Антверпене. Он начал свой творческий путь с должности помощника в мастерской Герарда Сегерса, одна из картин которого — «Игроки» — находится в коллекции Радищевского музея. У Сегерса ученик перенял виртуозную технику работы со светом.
Венера, оплакивающая смерть Адониса
Время создания
После 1642 года
Размер
138,5x197 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
4
Открыть в приложении#3
Томас Виллебортс
Венера, оплакивающая смерть Адониса
#2
#4
После учебы Виллебортс стал членом гильдии Святого Луки и основал собственную мастерскую. Его работы были очень востребованы — заказы поступали из разных частей Европы.
#5
В 1641–1654 годах художник создал серию картин на тему «Венера и Адонис». Её заказал принц Фредерик Генрих Оранский, правитель Гааги, для украшения своей загородной резиденции. Сюжет «Венера, оплакивающая смерть Адониса» Виллебортс изображал несколько раз. Один из таких вариантов находится в экспозиции Радищевского музея.
История любви Венеры и Адониса стала известной благодаря поэме «Метаморфозы» римского поэта Овидия. Венеру почитали как богиню красоты, плотской любви и плодородия. Согласно легенде, она вышла из морской пены около острова Кифера, а затем ветер перенес её на Кипр. Везде, где ступала нога богини, распускались цветы.
#6
Из-за случайной царапины от стрелы бога любви Амура, Венера воспылала любовью к земному человеку — Адонису. Он был сыном кипрского царя Кинира и его родной дочери Мирры. Влюбленные были счастливы, пока однажды не произошла трагедия — на охоте дикий кабан смертельно ранил Адониса.
#7
На картине Виллебортс написал тот самый момент, когда Венера прилетела на стон умирающего возлюбленного, но было уже поздно. Согласно Овидию, богиня «начала себе волосы рвать и одежду, не заслужившими мук руками в грудь ударяла, судьбам упреки глася». Художник изобразил, как она держит на руках мертвое тело Адониса. Рядом с ней плачет маленький Амур.
Виллебортс расположил фигуры так, что они образуют треугольник, который символизирует гармонию и спокойствие мира. В тоже время положение тел и жесты героев внутри треугольника образуют изломанные линии и нарушают гармонию. Контрастная цветовая палитра картины поддерживает ощущение хаоса и напряжения — художник использовал рядом теплые и холодные оттенки красного и голубого.
#8
Подобные эффектные мифологические композиции были визитной карточкой мастерской Виллебортса. Картина «Венера, оплакивающая смерть Адониса» поступила в Радищевский музей в 1885 году в дар от Императорского Эрмитажа.
#9
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Венера, оплакивающая смерть Адониса
Время создания
После 1642 года
Размер
138,5x197 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться