Экземпляр Евангелия, который хранится в Тамбовском краеведческом музее, был отпечатан в московской Синодальной типографии в 1896 году. Это Евангелие напрестольное, то есть хранящееся на престоле — столе, который располагается в центре храмового алтаря. Такое Евангелие символизирует явление Иисуса Христа и его постоянное присутствие в храме.
1 / 2
Святое Евангелие
Время создания
1896 год
Размер
20x15 см
20х15х6,5
20х15х6,5
Техника
бумага, металл; типографская печать, штамповка
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Святое Евангелие
#5
#2
Данный экземпляр книги находился в Тамбове во времена служения архиепископа Луки Войно-Ясенецкого в 1944–1946 годах. В 1944 году Покровский храм восстановили, он получил статус кафедрального собора — главного православного храма города. В феврале этого же года архиепископ Лука обратился к прихожанам Покровского храма с просьбой принести все, что могло бы пригодиться церкви. Среди вещей было и это Евангелие.
#4
Страница Святого Евангелия. Москва, Синодальная типография, 1896 год.
#3
В наши дни Евангелие 1896 года — исторический книжный памятник. Текст отпечатан на церковнославянском языке двумя цветами — черным и красным. Страницы украшены орнаментами: каждое из четырех Евангелий открывают заставки, а рамки и концовки на страницах выполнены в неорусском стиле.
#8
Евангелие заключено в металлический оклад из латуни, застежки не сохранились. На лицевой стороне оклада отчеканены рельефные композиции. Главная сцена — «Воскресение Христово — Сошествие во ад» — размещена в центре. Круг символизирует вечность, два ромба — церковь и ангельские силы. Воскресение Христа — один из центральных сюжетов Нового Завета и основа христианского учения. Оно упоминается во всех четырех Евангелиях, но без подробностей, так как считается, что никто из смертных не был посвящен в это таинство.
На чеканке Христос возносится с хоругвью в руке, на которой изображен крест в знак победы над смертью и адом. Слева на заднем плане виден ангел, первый свидетель воскресения Иисуса. Он сидит на камне возле пустой гробницы. Изображение Христа с флагом или хоругвью — это западноевропейская традиция, которая появилась в России в XVII веке. По углам оклада мастер выполнил рельефные изображения евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна с соответствующей канонической символикой — львом, ангелом, тельцом и орлом. В христианстве они составляют тетраморф, охраняющий четыре предела рая.
#9
Оборотная сторона оклада Святого Евангелия. Фотография из фондов Тамбовского областного краеведческого музея.
#7
На оборотной стороне оклада в овальном среднике выполнено рельефное изображение ветхозаветной Троицы. По сюжету три ангела сидят под Мамврийским дубом — деревом, под которым библейский патриарх Авраам встретил Бога. Ангелы символизируют ипостаси Бога — одинаковые одежды и позы говорят об их равенстве между собой. При этом центральный ангел чуть крупнее других. На него, как на Христа, указывает жестом руки ангел, сидящий слева. Это Бог Отец. Сидящий справа ангел — Святой Дух.
#10
Тамбовский областной краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Святое Евангелие
Время создания
1896 год
Размер
20x15 см
20х15х6,5
20х15х6,5
Техника
бумага, металл; типографская печать, штамповка
Коллекция
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться