Исследователи относят костюмы Тамбовской губернии к традиционной южнорусской культуре. Ее представители жили в черноземной полосе, отделенной рекой Десной на западе, Сурой на востоке, Окой на севере — и далее, через Хопер и Дон, к предгорьям Северного Кавказа. С XVII века этот край населяли в основном выходцы с Дона, из Левобережной Украины, служилые люди с севера, приехавшие охранять южные границы.
Крестьянский костюм
Время создания
начало ХХ века
Размер
145х45 см
Техника
ткань
Коллекция
Выставка
9
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Крестьянский костюм
#5
#8
Постепенно традиции переселенцев из разных русских городов и сел смешивались с традициями коренного населения — мордвы. Но основными мотивами в одежде оставались те, что были популярны на родине переселенцев. Крестьянки из соседних деревень одевались по-разному, и по костюмам можно было определить, откуда они приехали на Тамбовщину и чем занимались до этого.
#6
Тамбовские крестьянки ткали материалы для одежды сами. Это были льняной или конопляный холст, выделанная овчина или сукно — очень плотная ткань из шерстяных волокон. Популярностью пользовались пестрядь — грубое хлопковое полотно, сотканное из крашеных разноцветных ниток, и разноцветные набойки. Последние мастерицы тоже делали сами. Они вырезали на деревянной доске узор, наносили на нее краску — получался штамп. Затем штамп укладывали на ткань и били по нему деревянным молотком — киянкой. Для каждого цвета делали свой штамп. Иногда к домотканым материалам крестьянки добавляли ткани фабричного производства — недорогие ситец, сатин, ярко-красный кумач, отрезы из дешевой шерсти.
Тамбовская губерния. Открытка из фондов Тамбовского областного краеведческого музея.
#3
Данный крестьянский костюм принадлежал взрослой женщине. Его основа — нательная рубаха до пят с длинными рукавами из домотканого холста. Рубаху женщины надевали и дома, и на выход. Среди замужних крестьянок Тамбовщины было принято носить рубаху с косыми поликами из кумача или красного сатина. Полики — это вставки ткани в форме трапеции, которые соединяли детали кроя на плечах и делали рубаху визуально шире и пышнее. Мастерицы украшали свои рубахи вышивкой или ткали по подолу, вороту, верхней части рукава и запястью красный узор.
Если тамбовская крестьянка собиралась или уже вышла замуж, поверх рубахи она надевала понёву — широкую юбку в пол. На Тамбовщине носили понёвы, сшитые из трех шерстяных клетчатых полотнищ, соединенных полосой однотонной ткани-прошвы синего или черного цвета. На талии понёва собиралась на шнур или поясок. Иногда крестьянки надевали длинный кушак. Обычно юбки-понёвы были темными с узором, выполненным полосками разноцветных ниток — красными, желтыми, белыми. На праздничную понёву мастерица нашивала ленты и кружева.
#7
Иногда крестьянка поверх рубахи и понёвы надевала навершник — длинную и широкую верхнюю одежду, похожую на тунику. Его богато украшали кумачом, красной шерстью и ткали на ней узоры. Навершник был короче рубахи и понёвы и открывал часть подола юбки. Повседневным головным убором для крестьянских женщин этого времени был платок, девушки чаще носили на голове ленту.
#9
Тамбовский областной краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Крестьянский костюм
Время создания
начало ХХ века
Размер
145х45 см
Техника
ткань
Коллекция
Выставка
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться