Икону, на которой изображен святитель Николай Чудотворец, создал неизвестный иконописец в конце XIII — первой половине XIV века. В православии Николай Чудотворец — один самых почитаемых святых епископов. Он жил в конце III — первой половине IV века. Святой служил архиепископом Мир Ликийских в Малой Азии (современная Турция). Николай Чудотворец участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее. Там он выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария.
Существует несколько вариантов жизнеописаний святого. В различных версиях содержатся описания чудес, которые святитель Николай совершил при жизни и после смерти. В 1087 году мощи святого перенесли из Мир Ликийских в итальянский город Бари. После этого события почитание Николая Чудотворца получило на Руси особое развитие. В честь перенесения мощей в русской православной церкви учредили особый праздник, которого не было в Византии. Святителя почитали как великого архиерея Христова, равного апостола. Он считался скорым помощником и покровителем человеческого рода.
На иконе Николай Чудотворец представлен по пояс, фронтально. Правой рукой он благословляет молящихся, а левой держит закрытое Евангелие. По обеим сторонам от святителя помещены поясные изображения Христа, который протягивает ему Евангелие, и Богоматери с омофором в левой руке. У Николая Чудотворца плотно сжаты губы, овальные миндалевидные глаза смотрят прямо на зрителя. Черты лица крупные и геометрически четкие. Пряди волос и борода тщательно прорисованы.
В Писцовой книге Мурома 1630-х годов приводится описание иконы Николая Чудотворца в позолоченном серебряном окладе, с серебряными басменными венцами и гривнами, с приложенными к ней серебряными деньгами. В книге описан драгоценный убор иконы, свидетельствующий об особом почитании муромцев, которые считали образ чудотворным.
В результате реставрации иконы специалистами были обнаружены следы красочного слоя синего цвета. В местах утраченной живописи реставраторы обнаружили поздние вставки. В правой половине иконы сохранились фрагменты живописи XVII века: изображение Богоматери и медальона.