Икону Николая Чудотворца написал неизвестный автор около 1677 года. Первоначально она находилась в Николо-Зарядской церкви в Муроме. Эта церковь была построена в 1675–1677 годах на средства купца Ивана Смолина. Для украшения храма купец заказал иконы, одна из которых представлена здесь.
В православии Николай Чудотворец — один самых почитаемых святых епископов. Он жил в конце III—первой половине IV века. Святой служил архиепископом Мир Ликийских в Малой Азии (современная Турция). Николай Чудотворец участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее. Там он выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария.
Композиция иконы состоит из средника, на котором изображен сам святитель Николай, и клейм, располагающихся по периметру доски. Прототипом для иконографии средника стал канонический образ под названием «Никола Зарайский». В русском искусстве этот образ был широко распространён с XIV столетия. Он восходит к несохранившейся древней иконе святителя Николая. Ее привезли в город Зарайск из Корсуни (современный Херсонес) в 1225 году.
В среднике иконы на темном охристом фоне изображен Николай Чудотворец с разведенными в стороны руками. Его поза напоминает икону Богоматери в иконографии «Оранта». Правой рукой он благословляет молящихся, а левой держит закрытое Евангелие на красном литургическом плате. По углам средника помещены фигуры Иисуса Христа и Богоматери. Они располагаются в сегментах, которые напоминают облака. Вокруг средника на темно-вишневой раме иконописец поместил текст тропаря святителю Николаю. Он написан вязью: «Правило веры и образ кротости воздержания учителя яви тя Г (оспод)ь // стаду своему, яже вещеи истина сего ради стяжалъ смирениемъ высокая // нищетою богатая, отче нашъ с (вя)тителю Николае, моли Х (рист)а Б (о)га, спастися душам нашим».
Клейма представляют собой сценки из жития Николая Чудотворца. Их состав традиционен для подобных икон. В первых клеймах иконописец подробно рассказал о детстве преподобного Николая. Чудесные события, которые происходили в его отрочестве, указывали на великое будущее святого.
Следующие два клейма повествуют о том, как святитель Николай принял сан диакона, а затем епископа. Большая часть клейм цикла посвящена чудесам, совершенным святым как при жизни, так и после смерти.
В православии Николай Чудотворец — один самых почитаемых святых епископов. Он жил в конце III—первой половине IV века. Святой служил архиепископом Мир Ликийских в Малой Азии (современная Турция). Николай Чудотворец участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее. Там он выступил как страстный противник ереси александрийского пресвитера Ария.
Композиция иконы состоит из средника, на котором изображен сам святитель Николай, и клейм, располагающихся по периметру доски. Прототипом для иконографии средника стал канонический образ под названием «Никола Зарайский». В русском искусстве этот образ был широко распространён с XIV столетия. Он восходит к несохранившейся древней иконе святителя Николая. Ее привезли в город Зарайск из Корсуни (современный Херсонес) в 1225 году.
В среднике иконы на темном охристом фоне изображен Николай Чудотворец с разведенными в стороны руками. Его поза напоминает икону Богоматери в иконографии «Оранта». Правой рукой он благословляет молящихся, а левой держит закрытое Евангелие на красном литургическом плате. По углам средника помещены фигуры Иисуса Христа и Богоматери. Они располагаются в сегментах, которые напоминают облака. Вокруг средника на темно-вишневой раме иконописец поместил текст тропаря святителю Николаю. Он написан вязью: «Правило веры и образ кротости воздержания учителя яви тя Г (оспод)ь // стаду своему, яже вещеи истина сего ради стяжалъ смирениемъ высокая // нищетою богатая, отче нашъ с (вя)тителю Николае, моли Х (рист)а Б (о)га, спастися душам нашим».
Клейма представляют собой сценки из жития Николая Чудотворца. Их состав традиционен для подобных икон. В первых клеймах иконописец подробно рассказал о детстве преподобного Николая. Чудесные события, которые происходили в его отрочестве, указывали на великое будущее святого.
Следующие два клейма повествуют о том, как святитель Николай принял сан диакона, а затем епископа. Большая часть клейм цикла посвящена чудесам, совершенным святым как при жизни, так и после смерти.