В древности люди разных народов обожествляли природу. Мари поклонялись многочисленным богам в специальных рощах, которые считались священными. Часто во время ритуалов в жертву высшим силам приносили животных и птиц. Священные рощи, как правило, располагались на возвышенностях посреди полей или на берегах рек. Иногда для ритуальных целей огораживали небольшой участок леса. Рощи могли быть семейными, окружными или мировыми, то есть всеобщими. В каждой из них обычно было три «официальных» входа: с востока приводили жертвенных животных, с юга приносили ключевую воду, а с запада входили люди.
В конце XIX — начале XX века в Марий Эл проходили всемарийские моления, в которых участвовали до 3000 человек из разных уездов Казанской и Вятской губерний. Разные виды молений проводили с разной периодичностью: ежегодно, один раз в 3, 4-6 или 15-20 лет. Места для них определяли жрецы-карты, которых выбирали из числа самых уважаемых членов крестьянской общины. Они же руководили молением, зажигали ритуальные свечи, взывали к божествам — просили услышать людей и принять жертвы. Участники становились лицом к священному дереву онапу, ствол которого перевязывали вышитым полотенцем или лыковым поясом, и обращались к богам. В молитвах принято было просить мира и благоденствия, хорошей погоды, богатого урожая и удачи в любой работе.
В роли священных онапу чаще всего выступали липа, береза или дуб. Священных деревьев могло быть несколько в одной роще — по числу богов, к которым обращались молящиеся.
Перед онапу традиционно устанавливали стол, который покрывали еловыми или пихтовыми ветками. На него выкладывали жертвенную пищу для богов: специальные лепешки шергинде, блины, сыр, медовый напиток шорва. Часть пищи и кости жертвенных животных сжигали на костре: считалось, что так подношение дойдет до богов быстрее. Количество кострищ-жертвенников соответствовало числу главных богов и в одной роще могло составлять от 3 до 24. Мясо в жертву не приносили: его варили в больших кострах, после чего участники моления устраивали в священной роще совместную трапезу.
В конце XIX — начале XX века в Марий Эл проходили всемарийские моления, в которых участвовали до 3000 человек из разных уездов Казанской и Вятской губерний. Разные виды молений проводили с разной периодичностью: ежегодно, один раз в 3, 4-6 или 15-20 лет. Места для них определяли жрецы-карты, которых выбирали из числа самых уважаемых членов крестьянской общины. Они же руководили молением, зажигали ритуальные свечи, взывали к божествам — просили услышать людей и принять жертвы. Участники становились лицом к священному дереву онапу, ствол которого перевязывали вышитым полотенцем или лыковым поясом, и обращались к богам. В молитвах принято было просить мира и благоденствия, хорошей погоды, богатого урожая и удачи в любой работе.
В роли священных онапу чаще всего выступали липа, береза или дуб. Священных деревьев могло быть несколько в одной роще — по числу богов, к которым обращались молящиеся.
Перед онапу традиционно устанавливали стол, который покрывали еловыми или пихтовыми ветками. На него выкладывали жертвенную пищу для богов: специальные лепешки шергинде, блины, сыр, медовый напиток шорва. Часть пищи и кости жертвенных животных сжигали на костре: считалось, что так подношение дойдет до богов быстрее. Количество кострищ-жертвенников соответствовало числу главных богов и в одной роще могло составлять от 3 до 24. Мясо в жертву не приносили: его варили в больших кострах, после чего участники моления устраивали в священной роще совместную трапезу.