Светец — это металлический держатель для лучины, дореволюционный крестьянский торшер. Светец имел небольшую кованую вилку, одну или несколько, в которую ставили лучину. Этот способ освещения использовали в русских крестьянских домах до 1917 года, пока в обиход не вошли керосиновые и газовые лампы, а затем электрическое освещение.
Светец из коллекции Глазовского музея был найден в заброшенном доме деревни Андреевцы Удмуртской Республики. Он довольно высокий — 146 сантиметров, чаще светцы были от 20 сантиметров до 1 метра в высоту. Высокие светцы ставили на пол, короткие — на лавку. Светцы давали локальный свет, освещая лишь часть избы. Специальный штифт помогал поднять или опустить лучину, чтобы регулировать силу и направление света.
«Моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец. Отгорающие угли падают в ушат с водой и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею», — вспоминал о своем детском впечатлении певец Фёдор Шаляпин.
Лучина — это длинная щепка сухого дерева. Ее кололи из березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена, потому что они давали ровное пламя, мало дымили и коптили. Для безопасности под светец ставили корыто с водой или песком, куда падали тлеющие угольки. Светец и лучина были обязательными спутниками прях, которые готовили пряжу всю зиму длинными темными вечерами. О лучине на Руси сложено много поговорок и примет, например: «Лучина трещит и мечет искры — к ненастью», «Не видал ты меня в красный день да при лучине».
В праздничные дни для лучшего освещения избы в светильники вставляли сразу по несколько лучин. Яркие светцы подвешивали над столом на цепочке, как современные люстры. В большинстве деревенских изб светцы были простыми, без украшений, но встречались и варианты тонкой, почти ювелирной кузнечной работы, а также деревянные изделия с резьбой и росписью. Верхняя часть светца, с вилками для лучины, называлась лучинник. Его часто делали в виде хвоста жар-птицы, и эти узоры можно встретить на церковных оградах и решетках дворцовых окон XVII века.
Светец из коллекции Глазовского музея был найден в заброшенном доме деревни Андреевцы Удмуртской Республики. Он довольно высокий — 146 сантиметров, чаще светцы были от 20 сантиметров до 1 метра в высоту. Высокие светцы ставили на пол, короткие — на лавку. Светцы давали локальный свет, освещая лишь часть избы. Специальный штифт помогал поднять или опустить лучину, чтобы регулировать силу и направление света.
«Моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец. Отгорающие угли падают в ушат с водой и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею», — вспоминал о своем детском впечатлении певец Фёдор Шаляпин.
Лучина — это длинная щепка сухого дерева. Ее кололи из березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена, потому что они давали ровное пламя, мало дымили и коптили. Для безопасности под светец ставили корыто с водой или песком, куда падали тлеющие угольки. Светец и лучина были обязательными спутниками прях, которые готовили пряжу всю зиму длинными темными вечерами. О лучине на Руси сложено много поговорок и примет, например: «Лучина трещит и мечет искры — к ненастью», «Не видал ты меня в красный день да при лучине».
В праздничные дни для лучшего освещения избы в светильники вставляли сразу по несколько лучин. Яркие светцы подвешивали над столом на цепочке, как современные люстры. В большинстве деревенских изб светцы были простыми, без украшений, но встречались и варианты тонкой, почти ювелирной кузнечной работы, а также деревянные изделия с резьбой и росписью. Верхняя часть светца, с вилками для лучины, называлась лучинник. Его часто делали в виде хвоста жар-птицы, и эти узоры можно встретить на церковных оградах и решетках дворцовых окон XVII века.