Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Глазов исторический»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Светец

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Глазовский уезд, Вятская губерния, Российская империя
Размер
146x24x24 см
Техника
металл, кустарная работа
2
Открыть в приложении
#2
Светец — это металлический держатель для лучины, дореволюционный крестьянский торшер. Светец имел небольшую кованую вилку, одну или несколько, в которую ставили лучину. Этот способ освещения использовали в русских крестьянских домах до 1917 года, пока в обиход не вошли керосиновые и газовые лампы, а затем электрическое освещение.
 
Светец из коллекции Глазовского музея был найден в заброшенном доме деревни Андреевцы Удмуртской Республики. Он довольно высокий — 146 сантиметров, чаще светцы были от 20 сантиметров до 1 метра в высоту. Высокие светцы ставили на пол, короткие — на лавку. Светцы давали локальный свет, освещая лишь часть избы. Специальный штифт помогал поднять или опустить лучину, чтобы регулировать силу и направление света.
 
«Моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец. Отгорающие угли падают в ушат с водой и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею», — вспоминал о своем детском впечатлении певец Фёдор Шаляпин.
 
Лучина — это длинная щепка сухого дерева. Ее кололи из березы, сосны, осины, дуба, ясеня и клена, потому что они давали ровное пламя, мало дымили и коптили. Для безопасности под светец ставили корыто с водой или песком, куда падали тлеющие угольки. Светец и лучина были обязательными спутниками прях, которые готовили пряжу всю зиму длинными темными вечерами. О лучине на Руси сложено много поговорок и примет, например: «Лучина трещит и мечет искры — к ненастью», «Не видал ты меня в красный день да при лучине».
 
В праздничные дни для лучшего освещения избы в светильники вставляли сразу по несколько лучин. Яркие светцы подвешивали над столом на цепочке, как современные люстры. В большинстве деревенских изб светцы были простыми, без украшений, но встречались и варианты тонкой, почти ювелирной кузнечной работы, а также деревянные изделия с резьбой и росписью. Верхняя часть светца, с вилками для лучины, называлась лучинник. Его часто делали в виде хвоста жар-птицы, и эти узоры можно встретить на церковных оградах и решетках дворцовых окон XVII века.
#4
1 / 3
Светец
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Светец

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Глазовский уезд, Вятская губерния, Российская империя
Размер
146x24x24 см
Техника
металл, кустарная работа
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%